Владимиро-Суздальское княжество (также его называют Ростово-Суздальской, Владимирской землёй) располагалось на землях между верхним течением Волки и рекой Окой. Это княжество известно своими памятниками архитектуры, сохранившимися и до нашего времени.
В 1093 году князь Владимир Мономах стал правителем княжества. При нем началось активное строительство оборонительных сооружений в условиях частых княжеских междоусобиц и угрозы нападения соседей из государства Волжская Булгария, находившаяся на территории современного Татарстана.
Расцветом древнерусского зодчества в Ростово-Суздальской земле считается время правления князей Андрея Боголюбского (1157-1174), и Всеволода III Большое Гнездо (1175-1212).
К 1108 году относится строительство нового города, которому Мономах дал собственное имя – Владимир. Новый город построили на берегу реки Клязьма.
Он разделялся на три части, которые были обнесены валами и стенами которые имели каменные и рубленые въездные башни.
Главными из башен считались Золотые ворота построенная в 1164 году и сохранившаяся до нашего времени, и Серебряные ворота, к сожалению, не дошедшая до сегодняшних дней. Считается, что в архитектуре их сочетается как оборонительная функция, так и идея торжественного въезда в город.
В пространственной композиции и на фоне стен и башен возвышались и доминировали храмы, главным же храмом был пятикупольный Успенский собор. В выстроенном комплексе зданий было достигнуто сочетание различных по типу строений, которые были связаны с естественным природным ландшафтом местности, что создавало в целом типичный для городов Древней Руси архитектурный ансамбль.
Рисунок 1.
Успенский собор является самым крупным сооружением Владимира имеет в высоту 32 метра и превосходит главный храм Киева - Софию. Собор строился с 1158 по 1160 год при князе Андрее Боголюбском, который выделил на его постройку десятую часть своих доходов. Первоначально собор был построен в виде однокупольного трехнефного храма, окруженного галереями. Но при князе Всеволоде Юрьевиче, младшем брате Андрея Боголюбского храм был перестроен в период с 1185 по 1189. В результате Успенский собор был увеличен более чем в два раза и храм стал пятинефным и пятикупольным.
Рисунок 2.
Дмитриевский собор был построен как придворный храм в 1194—1197 годах при правлении младшего брата Андрея Боголюбского – Всеволоде Большое Гнездо.
Он был возведен на склоне у реки Клязьма в 200 метрах от Успенского собора. Возведенный собор завершал композицию детинца, обнесенного в это время каменной стеной. Храм был посвящен небесному покровителю князя Всеволода - Димитрию Солунскому.
Западный фасад был дополнен двумя лестничными башнями, которые вели на хоры и, по всей видимости, соединялись княжескими хоромами. К сожалению, эти детали были уничтожены при перестройке собора при Николае Первом.
Рисунок 3.
Храм Дмитрия Солунского имеет кубическую форму, внутри сооружения имеется четыре опорных столба, которые поддерживают единственную главу. Три апсиды расположены с восточной стороны. По убранству этот храм является самым богатым.
Декоративные оформления устроены здесь по той же системе, что и в Успенском соборе, однако, роль скульптуры в Дмитриевском соборе намного больше.
Дмитриевский собор считается оригинальным творением, которое не имеет прямых аналогий ни на территории Руси, ни в землях Западной Европы.
Собор богато оформлен каменной резьбой, скульптурами святых, различными животными и растениями. Считается, что такие рельефы были навеяны византийским и восточным искусством, переработанными на основе местных народных представлений.
К периоду правления князя Андрея Боголюбского относится его замок (или дворец) в Боголюбово, всего в 10 километрах от города Владимира. Такое расположение позволяло контролировать путь по Клязьме из Суздаля во Владимир.
Замок Андрея Боголюбского расположен на высоком берегу Клязьмы. Он окружен валом с редкими для того времени на Руси каменными стенами и башнями. Двор князя представлял из себя достаточно сильную крепость.
Итак, княжеский двор включал в себя дворец в виде двухэтажного жилого дома, храм, лестницы из камня и переходы, которые соединяли между собою отдельные здания.
Центром композиции архитектурного ансамбля являлся собор Рождества Богородицы который был окружен (фланкирован) с двух сторон двумя башнеобразными сооружениями. Эти сооружения выполняли функцию лестничных башен. Северная башня позволяла соединить дворец с хорами собора, а южная вела путника на крепостные стены.
Рисунок 4.
Храм Покрова на Нерли Знаменитый храм был построен в 1165 году и сохранил свои первоначальные формы. До нашего времени от храма XII века без явных и сильных искажений сохранился его основной объем, который представляет собою четверик, небольшой и почти квадратный в объеме и глава. Храм принадлежит к крестово-купольному типу. Является четырехстолпным, трёхапсидным, одноглавым, имеет аркатурно-колончатыми пояс и перспективные порталы. Церковные стены расположены вертикально, однако, благодаря очень удачно найденным пропорциям выглядят будто наклоненными внутрь, что позволяет получить иллюзию большей высоты сооружения.
Рисунок 5.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском построенный в 1230 -1234 был возведен сыном князя Всеволода Большое Гнездо – Святославом Всеволодовичем. В пятнадцатом веке верх собора обрушился, но был восстановлен в 1471 году. Согласно утверждению Тверской летописи, князь сам выступал архитектором и руководителем строительной артели. По образцу собора в Москве в 1326-1327 году был построен Успенский собор, являвшийся первым каменным храмом в Москве.
Рисунок 6.