Информационная система (ИС) - система, необходимая для обработки, хранения и поиска информации. Основной задачей информационных систем является удовлетворение информационных потребностей каждого человека. Основными атрибутами информационных систем являются: документы, файлы, массивы, базы данных. В наши дни данная отрасль не только обеспечивает необходимыми информационными ресурсами, но и развивает автоматизацию в целом.
Интерпретация информационных систем крайне различна и зависит от контекста. В широком понимании, ИС представляет собой систему, состоящую из данных, сигналов, технического и программного обеспечения.
Хорошую интерпретацию дает российский ученый в области информатики Когаловский, по мнению которого, информационные системы не ограничиваются лишь данными, сигналами, техническим и программным обеспечением, но и включают в себя такие составляющие, как: коммуникационное оборудование и лингвистические средства.
В бизнесе термин информационных систем рассматривается, как программное обеспечение, выполняющее стратегию компании. Главной целью при этом является разработка и распространение корпоративных информационных систем, служащих необходимым инструментом для всех работников организации. В реальности же, создание такой системы невозможно. Поэтому на предприятиях функционируют отдельные информационные системы, созданные для работы с определенными задачами. Например, управление производством, финансовая деятельность и др. В реалиях организации или промышленного предприятия, информационные системы являются основой автоматизации. Порой, группа задач покрывается большим количеством информационных систем, что приводит к неполноценной автоматизации. Такая проблема названа "лоскутной автоматизацией", которая характерна многим организациям.
Грамотную трактовку понятия "информационной системы" содержит в себе федеральный закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации, объясняя информационную систему, как совокупность информации, содержащейся в базе данных.
Индустрия создания автоматизированных информационных систем берет свое начало в 1960-х годах. Изначально данная система создавалась как набор приложений, необходимых в нужный момент предприятию. Информационные системы специализировались не на создании продуктов, а на решении проблем организации. Данный подход сохранился и в наши дни.
"Лоскутная автоматизация" тормозит автоматизацию, тем что автоматизация затрагивает лишь отдельные части предприятия. При таком подходе, объединение отдельных функций в полноценную систему становится затруднительным. Осознание этого факта привело к использованию универсальной программы, которая в свою очередь, наложила массу ограничений. Это привело к невозможности разработчикам программного обеспечения, грамотно адаптировать систему. Таким образом, затраты на разработку и обслуживание данных систем, обычно превышали запланированные показатели.
В надежде решить данную проблему, предприятия создавали свои отделы и управления автоматизации. Однако непрерывные метаморфозы в технологии производства и должностных указаний, проблемы, связанные с различными предпочтениями пользователей, приводили к постоянному усовершенствованию программного обеспечения, дабы удовлетворить новые пожелания отдельных работников.
Каждая информационная система представляет собой элемент большой системы, которая управляет информационными ресурсами, поэтому необходимо понимать ее структуру.
Большинство информационных систем включают в себя:
Функциональные компоненты выступают в роли системы функций управления, совокупности взаимосвязанных операций по управлению, необходимых для достижения определенных целей. Каждая сложная управленческая функция подразделяется на группы мелких задач, что делает возможным совершение операций над ней конкретным исполнителем.
Компоненты систем обработки данных включают в себя информационное, техническое, лингвистическое, программное обеспечения. Каждый компонент является соединением элементов системы.
Организационные компоненты направлены в большей мере на работу с персоналом. Они применяются для создания организационной структуры какой-нибудь фирмы, дают должностные инструкции и т.д.
Свойства информационных систем:
Основываясь на исследованиях министерства труда Российской Федерации в 2015 году, профессии, связанные с IT-индустрией (программист, разработчик игр и приложений, web-дизайнер, специалист по информационным ресурсам, техник-программист, специалист по обслуживанию телекоммуникаций) считаются одними из самых востребованных в России, о чем свидетельствует вхождение их в список 50-ти самых востребованных профессий в России. Данные были получены при рассмотрении 1620 профессий и опроса более 13 тысяч организаций. В США профессии, связанные с IT-отраслью, занимают лидирующее положение на протяжении многих лет.