Базовые психические свойства
Одной из главных задач психики является отражение внешнего и внутреннего мира. Однако отражение не является специфическим свойством живой материи. Неживая материя также обладает способностью к отражению. Например, отражение солнечных лучей в зеркале или изменение структуры воды при замерзании. Однако живая материя обладает характерным только для нее способом отражения действительности. В основе психической деятельности всех живых существ лежит универсальное свойство психики – раздражимость.
Определение 1
Раздражимость – способность живых клеток, тканей или органов менять свою структуру или функции в ответ на воздействие внешнего или внутреннего раздражителя.
Раздражимость обеспечивает приспособление организма к окружающему миру за счет реагирования на биологически значимые факторы. Так, например, хламидомонады сдвигаются на тот участок поверхности, где есть свет, а гидра сжимается в комочек в ответ на механическое воздействие. Однако на основе раздражимости могут формироваться лишь простейшие двигательные приспособительные реакции. Для развития более сложных форм поведения требуется чувствительность.
Определение 2
Чувствительность – способность живых клеток, органов и тканей реагировать на биологические нейтральные раздражители, которые связаны с биологически значимыми факторами.
Так, например, муха, попав в тень, улетает, поскольку воспринимает ситуацию как угрожающую. Благодаря чувствительности организм может выстраивать сложные связи между объектами окружающего мира, создавать его целостную картину, прогнозировать ближайшие события.
Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву
- Первая стадия развития психики – элементарно сенсорная психика. Для живых организмов, находящихся на данной стадии развития, характерна развитая раздражимость и примитивные формы чувствительности. На нижней границе данной стадии находятся простейшие, а на верхней – кольчатые черви, брюхоногие моллюски и некоторые другие беспозвоночные. Поведение животных на этой стадии характеризуется развитой двигательной активностью (ползание, плавание и т.д.), они способны избегать неблагоприятных факторов и передвигаться в поисках пищи.
- Вторая стадия – стадия перцептивной психики. На данной стадии живые существа обладают ощущением как способностью отражать отдельные свойства объектов окружающего мира и восприятием как способностью создавать целостный образ предмета. Нижняя рамка охватывает рыб и низших позвоночных, а верхняя включает в себя птиц и некоторых млекопитающих. Живым организмам на этой стадии присущи сложные формы поведения. У них есть инстинкты, а также они способны к образованию условных рефлексов и простейшим формам научения. Животные на данной стадии могут воспринимать целостные объекты, устанавливать простейшие связи между ними, что позволяет активно искать благоприятные для себя факторы в окружающей среде и формировать сложные формы защитного поведения, такие как замирание и ажитация (двигательная буря).
- Третья стадия – стадия интеллекта. Для данного уровня характерна высокая способность к установлению сложных связей между предметами окружающего мира. Жестко заданная инстинктивная программа дополняется приобретаемыми в ходе жизнедеятельности приспособительными реакциями и формами поведения. На данном уровне находятся хищные млекопитающие, высшие приматы, дельфины. Животные способны решать задачи, в том числе разными способами, переносить полученный ими ранее опыт в аналогичные ситуации, создавать элементарные орудия труда. Они хорошо взаимодействуют с предметами с помощью своих конечностей, способны создавать целостную картину мира. В мышлении появляются ориентировочно-подготовительная фаза, в рамках которой животное совершает пробные действия для сбора информации или разведывает территорию.
Замечание 1
На фазе интеллекта внутривидовое общение животных происходит с помощью высокоразвитой структуры языка, которая включает в себя прежде всего невербальные формы общения, такие как жесты, позы, движения хвоста, запахи, а также вербальный компонент.