Назвать точные временные рамки периодов зарубежной литературы было бы, пожалуй, чересчур сложно, особенно если принять во внимание, что её история берёт своё начало ещё в бронзовом веке — с появлением письменности. Однако вполне возможно составить общее представление о хронологии мировой литературы.
Историки и литературоведы выделяют пять основных периодов зарубежной литературы:
В свою очередь, разумеется, у каждого из вышеупомянутых периодов имеется своя периодизация, гораздо более чёткая и полная.
Античной литературой принято называть литературу древних народов Греции и Рима, по большинству своему развивавшуюся в пределах средиземноморского бассейна. Отсюда и названия двух её национальных подклассов: дневнеримская и древнегреческая.
В античной литературе существуют несколько периодов:
Средневековая литература принадлежит к периоду, берущем своё начало в поздней античности и завершившимся в XV веке.
Средневековье тоже делится на два временных промежутка: раннее и зрелое. Первое больше характеризуется нехудожественной, а духовной литературой (Священное писание, богословские книги и т.д.), а также различными государственными и юридическими текстами (своды правил и законов). Зрелое же средневековье это век расцвета феодализма, и литература того времени представляет собой два типа: рыцарскую и городскую. В основном это поэмы, славящие героев-воинов, серенады, идиллии и так далее.
Рисунок 1.
Литература эпохи Возрождения составила очень большую часть всего культурного направления этой эпохи. В отличие от средневековой, эта литература основывается на развитых идеях гуманизма, зародившихся сначала в Италии (Данте Алигьери, Джованни Бокаччо) и распространившихся позже по всей Европе, в каждой из стран приобретая свой неповторимый национальный характер (произведения Рабле, Шекспира, Сервантеса и других). Сам термин «возрождение» в литературе означает обновление, направление творчества в сторону античных времён и подражание их высоким идеалам.
С начала развития новой эпохи — Просвещения, литература берёт за основу идеи рационализма. Человечество начинает верить в будущее и прогресс, который оно принесёт, в могущество человеческого разума, народ в прямом смысле просвещается, приобщаясь к искусству. Писатели того времени берут за основу своего произведения простого человека, воспевая его труд и мораль. Именно в то время и создаются произведения Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» и Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Благодаря идеям просвещения формируется литература классицизма, а позже — сентиментализма.
Рисунок 2. Джонатан Свифт
К XIX веку относится зародившийся ещё в 1790-х годах в Германии романтизм с его романами, новеллами и повестями. Писатели-романтики отличаются от представителей литературного классицизма прежде всего тем, что предпочитают правилам и канонам творческие порывы, интуитивное мышление и вдохновение. Их герои — это художники, обладающие духовной энергией и желанием достичь идеала. Мечты и душевные порывы важнее мнения толпы, красота внутренняя противостоит красоте внешней — романтический мир бинарен и наделён контрастом.
К этому же времени относится и реализм, отображающий действительность без приукрас, раскрывающий отношения личности с обществом и государством. Реалисты описывали жизнь своих героев, их мысли и поступки, объясняя мотивы их действий и характеров в первую очередь внешней средой, условиями, в которых их персонажи живут. Но несмотря на все обобщения, у каждого автора-реалиста есть свой, неповторимый и специфический стиль, а языковые средства весьма многообразны.
Естественно, что на этом развитие зарубежной литературы не заканчивается. Появляется литература рубежа веков (конец XIX — начало XX вв.) с образованием нереалистических направлений и распространением течений декаданса.
Декаданс — культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.
На рубеже двух столетий создают свои лучшие произведения Джон Голсуорси («Сага о Форсайтах»), Томас Манн («Волшебная гора»), Генрих Белль, Анатоль Франс, Ромен Роллан («Жан Кристоф») и другие.
Рисунок 3. Джон Госуорси
Далее следует период Новейшего времени, а вместе с ним и литература постмодернизма. Первая Мировая Война способствует возникновению авангардизма, во Франции в 20-е годы появляется дадаизм, а ближе ко второй половине XX века берёт своё начало экзистенциализм.
Постмодернизму довольно сложно подобрать всеобъемлющее определение, так как отсутствуют точные признаки и границы этого направления. Но в целом постмодернистская литература строится на фрагментарности, иронии и чёрном юморе. Писатели-постмодернисты предпочитают случайность, а не талант, часто используют самопародирование, не признают границ между жанрами, между искусством высоким и массовым.