К сожалению или счастью, границы эпохи искусства редко совпадают с календарными рубежами. Многие литературоведы считают, что культура ХХ века началась задолго до 1901 года, возникнув примерно в 60-70-х годах предыдущего столетия, доказательством чему служит рождение новаторской поэтической школы Шарля Бодлера. Или возникновение идеи новой драмы благодаря пьесам Генрика Ибсена. По мнению иных знатоков творчество Бодлера и Ибсена было ничем иным, как лишь предпосылками нового видения, которого появилось по-настоящему на пороге Первой мировой войны.
Эти времена стали эрой смелых и дерзких экспериментов, о чём прекрасно говорит творчество таких писателей, как:
Рисунок 1. Франц Кафка
Мир захлестнула волна модерна, толкование которого немного отличалось в зависимости от стран и континентов. Если для западной культуры это понятие охватывало всё искусство в целом, то для европейцев модерн обретал более широкий смысл, включающий в себя понимание реальности, истории и личности.
Именно отсюда и берёт своё начало культурное направление модернизм.
Модернизм — философско-этическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.
Однако далеко не все писатели причисляли себя к модернистам, да и сам ХХ век не создал для себя какого-то одного главного течения, какими в своё время считались классицизм или барокко.
Если в предыдущие годы литературу пытались представить современникам как направление искусства, вбирающее в себя всю красоту и полноту жизни, чьи герои показывали всё богатство своего внутреннего мира и жизненного опыта, то в ХХ веке ценностью считается совсем не полнота опыта. Наоборот, отдельные моменты, переданные в мельчайших деталях, с неподдельной интенсивностью восприятия и переживания.
Стали цениться формы не напоминающие настоящую жизнь, а условные, даже мифические, с частым прибеганием к гротеску. Востребованы стали и факты с документальными формами, достоверные свидетельства вместо художественного вымысла, обеднявшего действительность.
Ближе к концу столетия на смену модернизму приходит постмодернизм, которому стал присущ отказ от поисков какой-либо единой, бесспорной истины о мире. Романы и поэмы сменились «текстами», а основными качествами зарубежной литературы ХХ века становятся игра и ирония.
Зародившийся в Италии в 1909 году, футуризм являет собой достаточно радикальное направление, которое охватило все области культуры, включая даже политику с кулинарией. Футуризм создал совершенно новый и революционный стиль — яркий, динамичный и воинственный.
Цель футуристов была изменить мир, в литературе чаще всего писатели-футуристы выступали с манифестами, в поэзии и прозе отвергали предшествующие классические традиции, считая, что авторы должны благодаря своим произведениям приобрести власть над миром для создания новой жизни, новой цивилизации «сверхчеловеков» и машин.
Главным представителем и идейным вдохновителем футуризма был Филиппо Томмазо Маринетти. Его первый манифест «Манифест футуризма» дерзко призывает современников оставить в прошлом «музейную» культуру, рисковать, быть смелым и проявлять свою отвагу, бунтовать. В его представлении настоящее искусство не может быть сковано культурными рамками и должно рождаться в хаосе и смелом проявлении собственных мыслей и чувств. Свои идеи он подкрепляет вышедшим в 1910 году романом «Футурист Мафарка», который вызвал бурную реакцию людей — дело дошло даже до судебного процесса. Главной темой романа стал «сверхчеловек», новая человеческая раса, в жизни которой отсутствует деление на классы, бедность и болезни.
Рисунок 2. Филиппо Томмазо Маринетти
Футуризм тем временем идёт ещё дальше, требуя упразднить синтаксис, и впредь ставить глагол в неопределённую форму, убрать из литературы прилагательные с наречиями.
Итальянские футуристы активно призывали к участию своей родины в Первой мировой войне и сами шли добровольцами. Но в 20-х годах наступает «футуристический» кризис: уходят многие поэты. В 30-е футуризм уже живёт своими мифами, обращается даже к христианству и мистике, и в конце концов умирает вместе с Маринетти в 1944 году.
Авторами, обозначившими художественные веяния этого века, стали известными на весь мир, к их числу относятся:
Знаменитые рассказы и повести о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла так и не дали писателю в должном свете представить другие свои произведения, в том числе и спортивные рассказы.
Первый в немецкой литературе, Эрих Мария Ремарк, правдоподобно показал все ужасы войны в своём романе «На Западном фронте без перемен». Язык книги довольно прост и даже скуп, но немногословные описания людей, деталей и картин природы запоминаются благодаря точности, яркости красок и шокирующей натуралистичности, которая кажется порой излишней.
Теодор Драйзер, американский писатель, подаривший миру такие произведения как «Сестра Керри» и «Американская трагедия», внёс такие существенные изменения в литературу своего времени, что посмертно его сравнивали с биологией Дарвина — мир стал делиться на до и после творчества Драйзера.
Творчество нобелевского лауреата по литературе 1957 года Альбера Камю считается классикой французского экзистенциализма.
Экзистенциализм — философское направление, заключающееся в основных понятиях существования и сущности.
По Камю, сознание, выйдя за рамки повседневности и быта, прозревает и постигает всю нелепость существования. Свою правду о жизни писатель попытался отразить в романе «Посторонний». Вторая мировая война внесла большие изменения в мировоззрение автора, и свои новые мысли он стремился выразить в романе «Чума», где философской притче Камю придаёт черты хроники.
Рисунок 3. Альбер Камю