История зарубежной литературы XVII века


История зарубежной литературы XVII века

Характеристика и направления зарубежной литературы XVII века

Полное право на существование имеет литература XVIII века, так называемая литература эпохи Просвещения, а вот с литературой века предшествующего дела обстоят иначе.

В первую очередь потому что определить общую идейность и эстетическое содержание этого периода составляет немалую сложность. Многие зарубежные и российские литературоведы отрицают само понятие «зарубежная литература XVII века», так как в то время насчитывалось множество экономических, социальных, политических и культурных процессов, и к этому огромному разнообразию невозможно подобрать общий знаменатель.

В такой ситуации сложно говорить о культурном единстве, однако сквозь многообразие форм развития истории и культуры в каждой из стран Европы всё же удаётся увидеть некоторую общую типологию.

XVII век — время, когда рушатся вековые устои, теряют свою значимость непреложные истины, появляются противоречия, свидетельствующие о неизбежном крушении системы. Но при всём этом люди мыслящие признают необходимость перемен.

Литературный процесс этого века богат и многосложен. Благодаря предшествующей эпохе Ренессанса и его реализму, воспринимая его по-своему, XVII век условно делится на два главнейших направления как в литературе, так и в искусстве: барокко и классицизм.

Определение 1

Барокко — литературное направление XVII века, пришедшее на смену литературе эпохи Возрождения.

Писатели барокко отвергают идеализацию реальности, которую чествовали писатели эпохи Возрождения, больше прибегая к пессимизму, часто к ядовитому сарказму. Мир в их понимании изменчив, движение его во времени и пространстве очевидно, поэтому в произведениях писателей барокко присутствуют такой яркий динамизм и экспрессивность, смесь трагедии и комедии, высокого и низкого жанров. Их герои постоянно «растут» и изменяются, в том числе благодаря окружающему их обществу, среде. Для литературы барокко характерно пессимистическое настроение, причиной которому служит дисгармония жизни, её непостижимый хаос.

Джон Мильтон «Потерянный рай»

Рисунок 1. Джон Мильтон «Потерянный рай»

Определение 2

Классицизм — литературное направление XVII века, за основу которого было взято подражание образам античности.

Полностью противоположный направлению барокко, классицизм XVII века возвращается к принципу эпохи Возрождения — принципу «подражания природе», только толкование выбирает менее широкое. Классицизм «подражает природе» выборочно, сглаживая углы, облагораживая уродливое естество, делая его эстетически прекрасным.

Для писателей-классицистов было очень важно соблюсти гармонию в произведениях: логическую стройность, понятные языковые формы, простой сюжет и так далее. Они отрицали фантастику, за исключением античной мифологии, и, - в отличие от писателей барокко, - считали смешение жанров недопустимым. Возможно именно эта чёткая структурированность и ориентированность на строгие правила и помогла классицизму просуществовать намного дольше, чем барокко — вплоть до XIX века.

Испанская литература XVII века

Это время было для Испании тяжёлым, и причиной является ужасный экономический упадок, политический кризис и идеологическая реакция. Такая ситуация не могла не повлиять и на культурный вопрос в стране.

Почти целый век в литературе и искусстве Испании господствовало барокко, и лишь у небольшого числа писателей проскальзывали нотки классицизма, который, впрочем, так и не получил должного развития. Также в первые десятилетия здесь продолжали своё развитие идеи Ренессанса, благодаря чему связь с ними направления барокко проявила себя намного ярче, чем в любой другой европейской стране.

В испанской литературе того времени образовались два абсолютно противоположных стилевых течения:

  1. Культизм — направление, основоположником которого стал Луис де Гонгора, главной задачей которого стало противопоставление безобразной реальности изящного и идеализированного мира искусства, который был открыт лишь для избранных. Писатели-культисты создали свой особый языковой стиль, характеризующийся сложным синтаксисом, огромным количество неологизмов, взятых из латыни, метафор и т.д.
  2. Консептизм — направление, чьи приверженцы ставили перед собой задачу благодаря словам и мыслям открыть глубинные связи разнообразных объектов. В отличие от культистов, консептисты не перегружали свои произведения искусственно созданными сложными формами. Их язык не легче культистов, но смысловая насыщенность намного больше. Игра слов, разрушение словесных штампов и каламбуры — вот главная черта консептизма.

И невзирая на тот факт, что представители обоих направлений часто враждовали друг с другом, отклики каждого их них нередко можно обнаружить в произведении одного и того же автора.

К знаковым испанским писателям того времени относятся Франсиско де Кеведо, Луис де Гонгора, Педро Кальдерон де ла Барка и другие.

Франсиско де Кеведо

Рисунок 2. Франсиско де Кеведо

Французская литература XVII века

История французской литературы XVII века взаимосвязана с социально-исторической ситуацией в стране, когда религиозные войны были прекращены, и была утверждена королевская власть.

Главным культурным направлением того времени во Франции становится классицизм, повлекший за собой целые десятилетия развития национальной литературы.

Характерной особенностью литературы становится её тесная связь с философией, в основном, благодаря влиянию Рене Декарта. Отрицались понятия субъективные и личные, произведения должны были нести общие мысли и чувства людей, драматические жанры преобладали над жанрами лирическими. Даже интимная, любовная лирика носит рассудительный и холодный характер, чуждый субъективным оценкам.

Рене Декарт

Рисунок 3. Рене Декарт

Барокко, тем не менее, тоже не обошло стороной французскую литературу, заслужив особое внимание в начале XVII века. Конечно, такого размаха, как в Испании, оно не получило, но оказало большое влияние на многих писателей того времени, и даже успело распасться на два течения, враждующих друг с другом точно так же, как испанские культизм и консептизм:

  1. Барокко аристократический. Считался изысканной литературой, предназначенной для интеллектуалов.
  2. Барокко демократический. Назывался также «низовым», и ярче всего проявился в романах Шарля Сореля и поэзии Теофиля де Вио.

Борьба классицизма с барокко, как двух самых важных направлений в зарубежной литературе XVII века, проявлялась в каждой европейской стране по-своему, приобретая национальные черты и находя особый отклик в творчестве писателей и поэтов тех времён.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :