Полное право на существование имеет литература XVIII века, так называемая литература эпохи Просвещения, а вот с литературой века предшествующего дела обстоят иначе.
В первую очередь потому что определить общую идейность и эстетическое содержание этого периода составляет немалую сложность. Многие зарубежные и российские литературоведы отрицают само понятие «зарубежная литература XVII века», так как в то время насчитывалось множество экономических, социальных, политических и культурных процессов, и к этому огромному разнообразию невозможно подобрать общий знаменатель.
В такой ситуации сложно говорить о культурном единстве, однако сквозь многообразие форм развития истории и культуры в каждой из стран Европы всё же удаётся увидеть некоторую общую типологию.
XVII век — время, когда рушатся вековые устои, теряют свою значимость непреложные истины, появляются противоречия, свидетельствующие о неизбежном крушении системы. Но при всём этом люди мыслящие признают необходимость перемен.
Литературный процесс этого века богат и многосложен. Благодаря предшествующей эпохе Ренессанса и его реализму, воспринимая его по-своему, XVII век условно делится на два главнейших направления как в литературе, так и в искусстве: барокко и классицизм.
Барокко — литературное направление XVII века, пришедшее на смену литературе эпохи Возрождения.
Писатели барокко отвергают идеализацию реальности, которую чествовали писатели эпохи Возрождения, больше прибегая к пессимизму, часто к ядовитому сарказму. Мир в их понимании изменчив, движение его во времени и пространстве очевидно, поэтому в произведениях писателей барокко присутствуют такой яркий динамизм и экспрессивность, смесь трагедии и комедии, высокого и низкого жанров. Их герои постоянно «растут» и изменяются, в том числе благодаря окружающему их обществу, среде. Для литературы барокко характерно пессимистическое настроение, причиной которому служит дисгармония жизни, её непостижимый хаос.
Рисунок 1. Джон Мильтон «Потерянный рай»
Классицизм — литературное направление XVII века, за основу которого было взято подражание образам античности.
Полностью противоположный направлению барокко, классицизм XVII века возвращается к принципу эпохи Возрождения — принципу «подражания природе», только толкование выбирает менее широкое. Классицизм «подражает природе» выборочно, сглаживая углы, облагораживая уродливое естество, делая его эстетически прекрасным.
Для писателей-классицистов было очень важно соблюсти гармонию в произведениях: логическую стройность, понятные языковые формы, простой сюжет и так далее. Они отрицали фантастику, за исключением античной мифологии, и, - в отличие от писателей барокко, - считали смешение жанров недопустимым. Возможно именно эта чёткая структурированность и ориентированность на строгие правила и помогла классицизму просуществовать намного дольше, чем барокко — вплоть до XIX века.
Это время было для Испании тяжёлым, и причиной является ужасный экономический упадок, политический кризис и идеологическая реакция. Такая ситуация не могла не повлиять и на культурный вопрос в стране.
Почти целый век в литературе и искусстве Испании господствовало барокко, и лишь у небольшого числа писателей проскальзывали нотки классицизма, который, впрочем, так и не получил должного развития. Также в первые десятилетия здесь продолжали своё развитие идеи Ренессанса, благодаря чему связь с ними направления барокко проявила себя намного ярче, чем в любой другой европейской стране.
В испанской литературе того времени образовались два абсолютно противоположных стилевых течения:
И невзирая на тот факт, что представители обоих направлений часто враждовали друг с другом, отклики каждого их них нередко можно обнаружить в произведении одного и того же автора.
К знаковым испанским писателям того времени относятся Франсиско де Кеведо, Луис де Гонгора, Педро Кальдерон де ла Барка и другие.
Рисунок 2. Франсиско де Кеведо
История французской литературы XVII века взаимосвязана с социально-исторической ситуацией в стране, когда религиозные войны были прекращены, и была утверждена королевская власть.
Главным культурным направлением того времени во Франции становится классицизм, повлекший за собой целые десятилетия развития национальной литературы.
Характерной особенностью литературы становится её тесная связь с философией, в основном, благодаря влиянию Рене Декарта. Отрицались понятия субъективные и личные, произведения должны были нести общие мысли и чувства людей, драматические жанры преобладали над жанрами лирическими. Даже интимная, любовная лирика носит рассудительный и холодный характер, чуждый субъективным оценкам.
Рисунок 3. Рене Декарт
Барокко, тем не менее, тоже не обошло стороной французскую литературу, заслужив особое внимание в начале XVII века. Конечно, такого размаха, как в Испании, оно не получило, но оказало большое влияние на многих писателей того времени, и даже успело распасться на два течения, враждующих друг с другом точно так же, как испанские культизм и консептизм:
Борьба классицизма с барокко, как двух самых важных направлений в зарубежной литературе XVII века, проявлялась в каждой европейской стране по-своему, приобретая национальные черты и находя особый отклик в творчестве писателей и поэтов тех времён.