Формирование кредитной политики предприятия
Определение 1
Кредитной политикой предприятия называют совокупность мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов и кредитов кредитующих организаций.
Таким образом, кредитная политика включает два компонента:
- управление дебиторской задолженностью, то есть политику предоставления коммерческих кредитов контрагентам,
- управление кредиторской задолженностью, то есть политику привлечения кредитов – как коммерческих кредитов от контрагентов, так и классических денежных кредитов от кредитных организаций (в первую очередь банков).
Эти направления, с одной стороны, взаимосвязаны в рамках финансовой политики (поскольку если предприятие будет легко предоставлять кредиты, не привлекая их от других кредиторов, может оказаться в условиях дефицита ликвидности – большой дебиторской задолженности и отсутствия свободных денег для закупки необходимого сырья для продолжения деятельности), с другой стороны, характеризуются определенной независимостью друг от друга и тесной связью с рыночными условиями и сферой деятельности компании. Так, например, кафе и рестораны редко предоставляют коммерческий кредит своим посетителям (исключением может быть разве что работа с крупными предприятиями: к примеру, сотрудники на протяжении месяца обедают в расположенном неподалеку кафе, а потом компания оплачивает общий счет), в то время как сырье у поставщиков могут брать на условиях отсрочки платежа. Оптовые продавцы могут пользоваться отсрочкой платежа со стороны производителя, но и сами при работе с сетями розничных магазинов (ритейлом) предоставляют отсрочку.
Содержание кредитной политики предприятия находит выражение в:
- выборе оптимального уровня и структуры оборотных активов исходя из специфики деятельности предприятия (включая как внутренние, так и внешние условия). В центре внимания находится допустимая доля дебиторской задолженности в структуре оборотных активов,
- определении объема и структуры источников финансирования. Здесь речь идет о соотношении собственного и заемного капитала предприятия, а также о структуре самого заемного капитала (кто выступает кредитором – банки, поставщики сырья и т.д.).
При управлении дебиторской задолженностью предприятие может выбрать один из трех основных типов кредитной политики:
- консервативная кредитная политика, направленная на минимизацию кредитных рисков. Предприятие готово жертвовать потенциальным увеличением объема сбыта (и сопряженной с этим дополнительной прибылью), лишь бы не рисковать (риск неполучения долга с покупателей) и не замораживать деньги в виде дебиторской задолженности,
- умеренная кредитная политика предполагает ориентацию на средний уровень кредитных рисков («как принято в отрасли»). Эта политика позволяет найти баланс между риском и доходностью,
- агрессивная кредитная политика, направленная на максимальное расширение объемов реализации, охват наибольшего количества покупателей (которые без предоставления отсрочки или рассрочки не стали бы приобретать продукцию или приобрели ее у конкурентов). Такая политика является высокорисковой, поскольку коммерческий кредит предоставляется в том числе недостаточно проверенным заемщикам. Кроме того, за счет увеличения срока оплаты замедляется оборачиваемость дебиторской задолженности.
После определения типа реализуемой кредитной политики, руководство предприятия должно детализировать механизмы и процедуры кредитования. Они выражаются в формате инструкций по следующим направлениям:
- кому предоставлять кредиты,
- на каких условиях предоставлять кредит (в частности, возможна скидка не пользующимся кредитом клиентам, ограничения по сумме и сроку для разных категорий заемщиков и т.д.),
- в каком общем объеме может быть предоставлен кредит.
Кредитная политика должна иметь систематический характер и базироваться на изучении внешних и внутренних условий функционирования организации.
Формирование кредитной политики коммерческого банка
Определение 2
Роль кредитной политики коммерческих банков состоит в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развития кредитного процесса и повышения его эффективности.
Банк, формируя кредитную политику, должен учитывать ряд факторов:
Макроэкономические факторы:
- денежно-кредитная политика центрального банка,
- финансовая политика государства,
Региональные и отраслевые факторы:
- состояние отрасли и региональной экономики по ключевым сегментам заемщиков,
- состав клиентов, их потребности в кредитовании (цели, сроки, объемы кредитов),
- положение на рынке по отношению к конкурентам,
Внутрибанковские факторы:
- достаточность свободных денежных средств, которые могут быть направлены на кредитование,
- опыт и профессионализм сотрудников,
- структура банковских пассивов.
Основные принципы кредитной политики коммерческого банка:
- научная обоснованность. Кредитная политика должна основываться на объективных реалиях и анализе субъективных факторов, а не на личном мнении лиц, принимающих решения,
- доходность и прибыльность, поскольку получение прибыли – это основная цель деятельности организаций коммерческого типа,
- безопасность и надежность. Определенные требования предъявляются центральным банком: если коммерческий банк выберет излишне агрессивную кредитную политику, центральный банк может применить к нему санкции.
Основные этапы формирования кредитной политики коммерческого банка:
- формирование кредитного потенциала,
- предварительный анализ предоставления кредита (включая состав заемщиков и виды кредитов, а также стандарты оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков),
- регламентация процедур оформления кредита,
- управление кредитными процессами.