Для бизнеса нормой является существование дебиторской и кредиторской задолженности. Как правило, оплата поставки производится не сразу, и в некоторых отраслях возникает ситуация, что компания имеет огромные активы – но за счет большой доли дебиторской задолженности фактически не может вести хозяйственную деятельность, не может погашать собственную задолженность перед поставщиками (кредиторскую задолженность). Для избежания таких ситуаций предприятиям предлагается специальная услуга – факторинг (от английского factor – торговый агент, посредник).
Под факторингом понимают комплекс финансовых услуг для поставщиков и производителей, которые ведут торговую деятельность с отсрочкой платежа.
Факторинг – это как правило трехсторонняя операция. Участники факторинга:
Основу деятельности факторинговой компании составляет приобретение краткосрочной дебиторской задолженности (своеобразное кредитование поставщика). Обычно в факторинговых сделках участвует задолженность со сроком не более 180 дней. Фактор и кредитор заключают между собой договор, что, когда у кредитора возникают требования по оплате поставок к дебитору, он предъявляет факторинговой компании основания для возникновения этих требований:
Фактор дисконтирует эти платежи, выплачивая кредитору 75-90% - но сразу. Когда покупатель осуществляет оплату, фактор может доперечислить дополнительную сумму кредитору, удержав комиссионные платежи за оказанную услугу и проценты за пользование денежными средствами.
Преимущества факторинга для кредитора (продавца товара):
Преимущества факторинга для дебитора (покупателя):
Для факторинговой компании расширение осуществляемых операций позволяет добиться:
Таким образом, благодаря участию в факторинговой операции продавец получает деньги сразу, а не ждет, пока их перечислит покупатель. Это облегчает управление денежными потоками, позволяет инвестировать деньги. По сути, факторинг выступает альтернативе привлечению кредита. Предприятие получает реальные денежные средства, ускоряя тем самым оборот капитала, улучшает его структуру (объем дебиторской задолженности не возрастает до чрезмерных размеров). При эффективных вложениях (капитальных инвестициях или пополнении оборотного капитала) компания-продавец получает возможность увеличить доходность. Кроме того, факторинг покрывает часть рисков продавца (даже если риск неплатежа сохраняется за ним):
При использовании факторинга продавец может предлагать клиентам более длительную отсрочку, что выгодно для покупателя и тем самым усиливает конкурентные преимущества продавца. Клиентам могут предоставляться различные варианты частичного погашения долга (переход от отсрочки к рассрочке).
Факторинг может классифицироваться по различным основаниям. Рассмотрим некоторые наиболее популярные виды факторинга.
По механизмам распределения риска в случае неплатежа различают:
По информированности дебитора различают:
По времени возникновения различают:
По количеству участников факторинг бывает:
По географическому признаку различают:
В качестве отдельного вида факторинга рассматривается электронный факторинг (EDI-факторинг). Он отличается от традиционного факторинга использованием систем электронного документооборота. Это позволяет автоматизировать некоторые операции, а также облегчает обмен документами (что особенно актуально при расположении участников сделки в разных городах или даже странах).