Теория денег и кредита


Теория денег и кредита

Теория денег и кредита Людвига фон Мизеса

Людвиг фон Мизес – экономист, историк, философ и праксиолог, который внес существенный вклад в развитие австрийской школы экономики, сторонник классического либерализма. Совместно с Ф. А. фон Хайеком основал философию либертарианства.

Определение 1

Либертарианство – набор политических философий и движений, поддерживающих свободу как важнейший принцип.

Людвиг фон Мизес придерживался основных принципов классической австрийской школы экономики:

  • рационализм,
  • субъективизм,
  • отрицание применимости естественно-научных методов к экономическому анализу,
  • отрицание необходимости государственного вмешательства в экономику.

В центре внимания исследований фон Мизеса находятся классические экономические проблемы:

  • процент,
  • заработная плата,
  • капитал,
  • ценности.

В своей статье «Мой вклад в экономическую теорию» Людвиг фон Мизес отмечал: «Я разработал общую теорию денег и кредита, а также попытался объяснить экономический цикл как кредитный феномен».

Теория денег и кредита в трудах фон Мизеса представлена несколькими произведениями:

  • «Теория денег и фидуциарных средств обращения» (в четырех частях),
  • монография «Теоретические аспекты политики стабилизации денежной единицы»,
  • монография «Косвенный обмен»,
  • ряд статей, в частности, «Место денег среди экономических благ», «Ненейтральность денег» и другими.

«Теория денег и фидуциарных средств обращения» стала принципиально новой в том плане, что автор применил метод австрийской школы к решению задачи, крайне важной для теории – к преодолению разрыва между общей теорией цен (микроуровень) и общей теорией денег (макроуровень). До исследования фон Мизеса микро и макро сферы рассматривались совершенно изолированно:

  • микроэкономика базировалась на анализе индивидуального выбора, действий конкретных индивидов,
  • макроэкономика в связанных с денежной теорией вопросах оперировала агрегатами, не связанными с деятельностью индивидов. Предложение денег рассматривалось как внешняя по отношению к рынку величина, взаимодействующая с абстрактным «уровнем цен».

В первой части «Теории денег и фидуциарных средств обращения» Людвиг фон Мизес рассматривает природу денег. Наряду с функциями денег, видами денег и ролью государства по отношению к деньгам, автор рассматривает врагов денег – денежных шарлатанов и положение денег в социалистическом обществе. Вторая часть посвящена ценности денег, включая определяющие ценность факторы, географические различия в ценности, курсы обмена и денежную политику. В третьей части рассматриваются банки и банковское дело. Четвертая часть отсутствовала в первом издании (1912 год), была дописана существенно позже – спустя 40 лет. Ее автор посвятил восстановлению денежной системы.

Людвиг фон Мизес совершил огромный шаг вперед, разорвав сформировавшийся в экономической науке начала XX века порочный круг:

  • цену денег, или покупательную способность, определяет соотношение спроса и предложения,
  • спрос на деньги предъявляется исходя из покупательной способности (а не из собственной непосредственной полезности) денег.

Мизес сформулировал теорему регрессии, в соответствии с которой спрос на деньги зависит не от их нынешней покупательной способности, а от основанного на опыте знания людей об их вчерашней покупательной способности. В свою очередь, вчерашняя покупательная способность зависит от спроса на деньги, обусловленного знаниями об их позавчерашней покупательной способности.

Исследуя кредитную систему, Людвиг фон Мизес приходит к выводу, что банковско-кредитная система, управляемая центральным банком через механизмы частичного резервирования, экспансионистски создает не обеспеченные реальными сбережениями кредиты и депозиты (фидуциарные средства обращения), что приводит к неконтролируемому циклическому росту объема денежной массы. Это, в свою очередь, искусственно удлиняет производственные процессы, повышая их капиталоемкость.

Если инфляционный процесс усиливается кредитной экспансией, рано или поздно будет порождено попятное движение, спровоцирован экономический спад или кризис. При этом будут выявлены все инвестиционные ошибки. В качестве главной антициклической меры Мизес предложил создать банковскую систему, в которой бы действовало 100-процентное резервирование по вкладам до востребования.

Теория денег и кредита как учебная дисциплина

В российских высших учебных заведениях целью дисциплины «Теория денег и кредита» является обеспечение представления о сфере производственных отношений, связанных с денежно-кредитной сферой.

Основные разделы учебной дисциплины:

  • место денег в экономическом кругообороте,
  • концепции развития денег, денежных систем и денежного обращения,
  • денежные системы,
  • инфляция как феномен денежной системы (теории инфляции, национальные особенности)
  • кредит и кредитные системы,
  • денежно-кредитное регулирование,
  • ставки финансового рынка,
  • валютные системы и валютный рынок,
  • кредитно-финансовые институты (банковские и небанковские – страховые компании, пенсионные фонды и т.д.),
  • международные кредитные отношения.

Изучение дисциплины позволяет студентам получить как теоретические знания, так и практические навыки для работы в финансово-кредитной сфере. Дисциплина по своему содержанию близка с дисциплиной «Деньги, кредит, банки». Дисциплина «Теория денег и кредита» относится к профессиональному циклу, однако следует отметить, что ее изучение было бы полезно не только для будущих экономистов. Ситуация на российском кредитном рынке (особенно в секторе потребительского кредитования) недвусмысленно указывает на крайне низкий уровень финансовой грамотности населения. Очень многие граждане, активно используя кредиты, в принципе не понимают основ функционирования этого экономического инструмента, что приводит к существенным денежным потерям вплоть до банкротства.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :