Банки и небанковские кредитные организации активно предоставляют кредиты физическим лицам. Одним из активно развиваемых направлений (как в России, так и в странах с более развитой кредитной системой) является потребительское кредитование.
Потребительский кредит – это разновидность целевого кредита, предоставляемого физическим лицам. Потребительский кредит предназначен для оплаты потребительских товаров, работ и услуг (не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Основные видообразующие признаки потребительского кредита:
Следует отметить, что на практике не всегда удается проконтролировать, действительно ли кредит используется на потребительские нужды. Например, человек может потратить деньги на приобретение газовой плиты, а потом в ней печь торты на заказ, т. е. использовать ее для предпринимательской деятельности.
Под потребителем понимается физическое лицо, намеренное приобрести или заказать (либо приобретающее или заказывающее) товары (услуги, работы) исключительно для семейный, домашних, личных и иных нужд, не обусловленных осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребительские кредиты могут быть классифицированы по различным основаниям.
По наличию обеспечения выделяют:
В отличие от автокредитов или ипотечных кредитов, собственно приобретаемый объект редко выступает залоговым имуществом в силу невыгодного для банка соотношения сравнительно низкой стоимости и низкой ликвидности бывших в употреблении товаров, а также сложностью ограничения его реализации или простотой сокрытия. Так, например, выступающий залогом автомобиль или квартиру проблематично продать (зарегистрировать право собственности нового владельца в уполномоченном органе), а мебель, бытовая техника и прочие распространенные предметы, на приобретение которых берется потребительский кредит, легко могут быть проданы.
В большинстве случаев потребительские кредиты предоставляются без обеспечения (как материальными ценностями, так и поручительством третьих лиц).
По сроку погашения выделяют:
Наиболее распространенным является предоставление кредитов от 6 месяцев до двух лет.
По наличию первоначального взноса потребительские кредиты бывают:
По способу оформления потребительские кредиты бывают:
До недавнего времени в крупных магазинах можно было видеть целую «кредитную зону», в которой сидели специалисты из разных банков. Каждый старался переманить клиента к себе, что нередко приводило к некорректному поведению сотрудников. Оптимизируя расходы, банки стали переходить к другим схемам. Как правило, в торговой точке находится один кредитный специалист, имеющий право оформлять кредиты от нескольких банков. Оформив заявки в несколько банков, он предлагает клиенту на выбор те банки, которые заявку одобрили. Нередко банки заключают договор с магазинами, чтобы кредиты оформляли сами продавцы.
В магазинах клиенту часто предлагают не кредит, а рассрочку – то есть кредит без платы за пользование денежными средствами. На самом деле, с точки зрения банка это обычный кредит, но проценты по нему покрываются скидкой, предоставляемой магазином. Например, товар стоит 10000 рублей. Если взять его в кредит на год со ставкой 20% годовых, переплата составит 1113 рублей. Магазин делает скидку, продавая товар за 8998 рублей, тогда проценты по кредиту составят 1002 рубля, и в итоге клиент заплатит ровно 10000 рублей – только не сразу, а равными долями по 834 рубля в месяц.
Потребительский кредит имеет множество плюсов, которые обуславливают его популярность во всем мире:
Однако потребительское кредитование не лишено и недостатков: