Теория финансов рассматривает государственный долг как самостоятельную экономическую категорию, входящую в понятие государственного кредита. При этом государственном долге объединены признаки как финансовой, так и кредитной категорий:
На практике двойственность характера государственного долга находит выражение в роли государственного долга как связующего звена между денежно-кредитной и фискальной политикой страны.
Под государственным долгом как экономической категорией понимают совокупность экономических отношений, которые складываются между государством, представленным органами власти, в роли заемщика или гаранта, и юридическими или физическими лицами или иностранными государствами, международными финансовыми институтами в роли кредиторов.
Компонентами финансово-кредитных отношений, которые образуют государственный долг в своей совокупности, являются:
Основной частью государственного долга является финансовая задолженность. Она возникает как результат привлечения кредитов и размещения государственных займов для покрытия бюджетных расходов и бюджетного дефицита. В таких финансовых отношениях участвует широкий круг лиц. Характер финансовой задолженности долгосрочный.
Именно финансовая задолженность представляет собой базовую учтенную сумму государственного долга, по отношению к которой применяют политику управления.
Административную задолженность составляет возникшая из-за несвоевременного или неполного финансирования бюджетных расходов задолженность органов власти по выплатам социального характера, заработной плате и т.д. Она связана с проводимой государством текущей бюджетной политикой. Характер административной задолженности – краткосрочный (не более одного финансового года). Такую задолженность власть должна контролировать, обеспечивая прозрачность бюджетного процесса для заинтересованных лиц. Специфический характер административной задолженности выступает причиной, по которой ее не включают в состав основной задолженности. Однако она позволяет делать выводы о состоянии экономики в целом.
Вероятностной задолженностью называют обусловленные обязательства, т.е. финансовые отношения, возникающие по причине предоставления государством гарантий или поручительств.
Для возникновения вероятностной задолженности обязательным условием является участие третьих лиц. Органы власти (как представители интересов государства) выступают поручителем или гарантом по обязательствам этих третьих лиц.
Если третьи лица своевременно и добросовестно выполняют свои обязательства, то эта категория не оказывает влияния на государственный долг. В случае нарушения ими условий взыскание обращается на государство.
Именно поэтому такая задолженность называется вероятностной. Из-за неопределенности и риска к этой задолженности применяются особые принципы учета и управления (не такие, как для основной определенной части государственного долга).
В качестве отдельной категории финансово-кредитных отношений выделяется задолженность государства перед гражданами, обусловленная действием социального страхования.
Трудоспособные граждане производят отчисления на пенсионное и другие виды социального страхования, а у государства возникает ответственность перед ними по выплате пенсии и пособий по достижении определенного возраста или в случае наступления нетрудоспособности по иным причинам.
В явном виде такая задолженность не существует – заранее нельзя предсказать, с кем и когда случится несчастный случай, кто станет инвалидом и т.д. Тем не менее, управление такой потенциальной задолженностью тоже должно проводиться (в том числе путем капитализации взносов).
По материальному содержанию государственный долг – это совокупность долговых обязательств органов государственной власти разных уровней перед кредиторами, существующих в различных формах, в том числе в форме гарантий и поручительств в связи с обязательствами третьих лиц.
В Российской Федерации материальное выражение долговых отношений регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определяются формы долговых обязательств органов государственной власти (виды государственного долга). Выделяют четыре правовых основная формирования государственного (и муниципального) долга: