Рынки капитала начали формироваться несколько веков назад. К началу XX века в наиболее развитых в этом отношении странах (Англия, Голландия, США) уже были сформированы основные компоненты современной финансовой системы:
Однако вопрос рейтинга как оценки риска носил сугубо теоретический характер. Большая часть долговых ценных бумаг (облигаций) выпускалась правительствами стран, которым инвесторы доверяли (не сомневались в способности и желании погашать свои обязательства). В Европе частный бизнес на протяжении XIX века привлекал средства путем выпуска акций или использования банковских ссуд. Несколько иная ситуация складывалась в США.
Американская экономика требовала масштабных коммуникаций – в первую очередь, железных дорог, связывающих штаты (географически находящиеся достаточно далеко друг от друга). Хотя государство оказывало поддержку, преимущественно железнодорожные корпорации развивались как частные. Во второй половине XIX века они стали активно увеличиваться и нуждаться в дополнительном финансировании – и решением стал активный выпуск облигаций. Разнообразие этих облигаций, разная надежность компаний сделала востребованным присвоение кредитных рейтингов – и с 1909 года Джон Муди начал присваивать кредитные рейтинги облигациям.
Начало рейтинговой деятельности Джона Муди (впоследствии ставшей фундаментом одного из крупнейших мировых рейтинговых агентств) по сути представляло собой объединение функций следующих институтов:
Формирование других рейтинговых агентств нередко начиналось на базе одного из перечисленных видов деятельности. Так, к примеру, компания Poor издавала статистические сборники по железным дорогам США, а с 1916 года естественным образом занялась присвоением рейтингов. В 1941 году она объединилась с другой информационной компанией (Standard Statistics), образовав рейтинговое агентство Standard&Poor;'s (впоследствии добившееся лидирующего положения в отрасли).
Постепенно перечень рейтингуемых эмитентов расширялся.
Великая Депрессия показала, что даже ценные бумаги с высокими рейтингами могут обесцениваться. В послевоенный период экономика постепенно стабилизировалась, кредитные рейтинги не пользовались большим спросом. В рейтинговых агентствах трудилось по несколько аналитиков, исследования продавались заинтересованным экономическим субъектам.
Новая эра в истории рейтинговых агентств началась после краха Бреттон-Вудской системы в начале 1970-х. Установились плавающие валютные курсы, усилилась финансовая глобализация. Международные инвесторы, такие как Международный Валютный Фонд и Группа Всемирного Банка осуществляли меры по повышению доверия международных инвесторов к стабильности финансовых систем, органы финансового регулирования внедряли кредитные рейтинги независимых агентств в практику регулирования теперь на международном уровне.
В 1990-е годы глобальные финансовые рынки разрослись за счет бурного спроса на заемное финансирование со стороны развивающихся стран. Многие игроки полагали, что присвоенные крупнейшими рейтинговыми агентствами оценки значительно влияют как на готовность инвесторов вкладывать деньги в конкретный финансовый инструмент, так и на стоимость привлечения капитала.
Количество суверенных рейтингов развивающихся стран увеличилось почти в семь раз за 1990-е. Вслед за ними началось присвоение рейтингов компаниям, расположенным в этих странах. Стали появляться и национальные рейтинговые агентства.
Кредитным рейтингом называют меру кредитоспособности объекта оценки (страны, региона, компании).
Кредитный рейтинг может присваиваться и частному лицу, но рейтинговые агентства этим не занимаются, такой рейтинг носит сугубо внутренний характер (например, банк оценивает потенциального заемщика).
Главное назначение кредитного рейтинга – сформировать у заинтересованных лиц (потенциальных кредиторов или вкладчиков) мнение о вероятности своевременного исполнения обязательств.
Крупнейшими международными рейтинговыми агентствами являются:
Каждая из компаний имеет собственную систему обозначения присвоенного рейтинга, но в целом они похожи:
Рейтинги могут рассчитываться одним из следующих способов:
Кроме рейтинга, агентства публикуют свое мнение о прогнозе изменения рейтинга в будущем:
Интересно, что рейтинговые агентства не несут юридической ответственности за достоверность своих оценок, а также за последствия их публикации. Критики рейтинговых агентств обвиняют их в проциклическом воздействии на экономику. Примером может служить азиатский экономический кризис конца 1990-х: сначала, под влиянием высоких оценок авторитетных агентств, инвесторы активно вкладывались в азиатские рынки. С началом кризиса рейтинги были скорректированы, что усилило отток инвестиций и усугубило кризисные явления.