Кредитная политика предприятия
Формирование кредитной политики характерно не только для специализированных кредитных организаций (таких как банки), но и для производственно-коммерческих предприятий. Эти предприятия выступают кредиторами, когда предоставляют своим контрагентам коммерческий кредит.
Определение 1
Под коммерческим кредитом понимают кредит, в котором объектом выступает товарный капитал (а не денежные средства). В роли кредитора может выступать как продавец (предоставляя отсрочку или рассрочку), так и покупатель (осуществляя сделку в виде аванса или предоплаты).
Предоставление коммерческих кредитов приводит к формированию у организации дебиторской задолженности.
Определение 2
Под кредитной политикой предприятия понимается механизм управления дебиторской задолженностью, разрабатываемый предприятием.
Инструменты кредитной политики:
- анализ состава и динамики дебиторской задолженности,
- формирование принципов, по которым в предстоящем периоде будут осуществляться расчеты между предприятием и контрагентами,
- оценка финансовых возможностей предприятия по предоставлению коммерческих кредитов (зависит от наличия резервов, уровня ликвидности и платежеспособности),
- определение объема оборотных активов, которые могут быть отвлечены в дебиторскую задолженность (исходя из объемов закупки и продажи, сложившейся практики, имеющихся оборотных активов и их распределения по степени ликвидности). При этом предприятия стремится разрешить противоречие: с одной стороны, ужесточение кредитной политики приводит к уменьшению выручки, поскольку покупатели или снизят объем закупки, или перейдут к более либеральным клиентам; с другой стороны, излишне мягкая кредитная политика отвлекает финансовые средства и приводит к снижению ликвидности и платежеспособности,
- оценка потенциальных дебиторов. Основными критериями является репутация контрагента, стабильность и объем заключаемых с ним сделок, эффективность его функционирования, платежеспособность (по данным финансовой отчетности) и конъюнктурная стадия (спад, подъем),
- лимитирование сумм кредита с дифференциацией по дебиторам (или их категориям),
- оценка экономических последствий отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, проработка путей компенсации потерь. Возможности компенсации базируются на принципах наращения или дисконтирования, т.е. изменения стоимости денег во времени. Одним из вариантов является включение в цену товаров процентов по кредиту и предоставление покупателям, оплачивающим сразу, скидки,
- разработка условий обеспечения задолженности – системы мер, которая гарантирует получение долга (например, страхование долгосрочных кредитов),
- разработка штрафных санкций за нарушения при исполнении обязательств (пени, неустойки, штрафы),
- определение, как будет взыскиваться дебиторская задолженность,
- решения относительно использования форм рефинансирования задолженности – факторинга, учета векселей, форфейтинга.
Факторинг — это разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника, и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение.
Форфейтинг – это операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заёмщика (покупателя, импортёра) перед кредитором (продавцом, экспортёром).
Кредитная политика банка
Для банков – специализированных кредитных организаций – кредитная политика представляет собой определение целей кредитования и приоритетов на кредитном рынке.
Кредитная политика коммерческого банка должна включать в себя:
- определение целей и приоритетов кредитования (консервативная политика предполагает более строгие требования к заемщикам при сравнительно низких ставках, агрессивная – высокорискованные кредиты под высокий процент),
- правила реализации обозначенных целей,
- стандарты и инструкции, являющиеся методическим обеспечением реализации кредитной политики.
Кредитная политика может быть представлена как совокупность двух компонентов:
- этапы кредитования,
- регламентируемые процедуры и параметры.
В рамках предварительной работы по кредитованию можно выделить следующие элементы:
- состав заемщиков (физические или юридические лица, масштаб деятельности, характеристики),
- виды предоставляемых кредитов,
- процентные ставки,
- лимиты кредитования,
- стандарты, по которым оцениваются заемщики,
- способы обеспечения возврата кредитов,
- контроль соблюдения процедур при подготовке к выдаче кредита.
Оформление кредита регламентируется по следующим параметрам:
- формы документов,
- процедура выдачи кредита с технологической точки зрения,
- контроль правильности оформления кредитования.
Управление кредитом определяется по следующим направлениям:
- управление структурой кредитного портфеля,
- контроль исполнения обязательств по кредитным договорам,
- условия возобновления или продления кредитов, по которым возникла просрочка,
- покрытие убытков при реализации кредитных рисков,
- система контроля за управлением кредитом.
Кредитная политика реализует четыре основные функции:
- коммерческая функция, которая состоит в том, что банк получает прибыль от проведения кредитных операций,
- стимулирующая функция связана с тем, что банки стремятся к привлечению дешевых финансовых ресурсов (в частности, депозитов от населения) и разместить их максимально выгодно для себя,
- контрольная функция выражается в контроле с помощью кредитной политики процессов привлечения и использования кредитных ресурсов как самим банком, так и его заемщиками (исходя из определенных кредитной политикой приоритетов),
- специфическая функция – оптимизация кредитного процесса.
Кредитная политика не является чем-то раз и навсегда определенным в банке. Она должна пересматриваться в зависимости от меняющихся экономических условий.