В США в конце XIX - начале XX века были популярны кредитные книжки торговых учреждений. Постоянные клиенты, зарекомендовавшие себя как платежеспособные, могли получить такую книжку в магазине. Осуществляя покупки, такие клиенты не расплачивались сразу – товары записывались в их кредитную книжку. Плата вносилась по достижении определенной суммы или с оговоренной периодичностью (например, в конце недели). Для того, чтобы покупать в кредит в разных магазинах, приходилось заводить много кредитных книжек.
История современных кредитных карт начинается с идеи Фрэнка Макнамары о создании универсальной кредитной карты, которая бы действовала не в одном магазине, а в разных учреждениях. По легенде, идея о создании компании Diners Club возникла у него после того, как он после обеда в ресторане обнаружил, что забыл бумажник дома, и был вынужден просить жену привезти деньги.
Суть Diners Club заключалась в следующем:
Постепенно карты клуба получали все большее распространение. Уже в середине 1950-х Diners Club стала международной платежной системой.
Вскоре на рынок кредитных карт вышли и другие компании.
В 1958 году кредитные карты были выпущены «Бэнк оф Америка». По мере роста популярности карты требовалось все больше ресурсов на их поддержку, и банк выделил службы в отдельную организацию. Эта организация (ассоциация) стала продавать другим банкам лицензию на выпуск карт, при условии соблюдения стандартов выпуска и обращения. Когда компания стала готова к выходу на международный рынок, ей пришлось поменять название на более нейтральное – VISA. Так появилась одна из крупнейших современных платежных систем. Примерно в те же годы шло создание другой платежной системы-гиганта – MasterCard, изначально учрежденной несколькими банками в рамках Независимой ассоциации банкиров.
Первые карты имели существенный недостаток: сумма кредита по ним была практически не ограничена в связи с отсутствием централизованной системы учета, действующей в режиме онлайн. Предполагалось, что пользователи кредитных карт – состоятельные люди, которые будут добросовестно выполнять свои обязательства, однако мошенники предпочитали получить кредит и скрыться. Развитие техники позволило создать более защищенные кредитные карты.
Рассмотрим, как работает кредитная карта с точки зрения пользователя:
Грейс-период (от английского grace period) – это период льготной уплаты процентов по кредиту (проценты не начисляются или начисляются по более низкой ставке, чем в последующий период).
Некоторые кредитные карты предполагают начисление бонусов клиентам, которые тратят средства в магазинах-партнерах (в формате кэш-бэка или бонусных баллов).
Процесс оплаты кредитной картой включает следующие этапы:
В процессе оплаты платежной системе передается MCC-код магазина или иного учреждения, в котором производится оплата. Это важно для начисления бонусов или кэш-бэков – как правило, для разных категорий предусмотрены разные вознаграждения. Так, например, если карта позиционируется как выпущенная для автолюбителей, повышенный кэш-бэк будет начисляться на заправочных станциях, а если для модных девушек – то в магазинах одежды, обуви, косметики и парфюмерии.