В любой кредитной сделке кредитор рискует – отдавая свои деньги заемщику, он может не получить их назад. При осуществлении массового кредитования банки (и небанковские кредитные организации) учитывают риск и закладывают вознаграждение за него в стоимость кредита (в процентные ставки). Именно поэтому в компаниях, легко выдающих деньги любым желающим, ставка выше, чем в более придирчиво относящихся к заемщикам.
Предположим, что банк ожидает, что каждый десятый заемщик поступит непорядочно и не вернет кредит, а средняя сумма кредита составляет 1000 условных денежных единиц. Установив ставку 11%, банк в конце периода получит от 9 клиентов по 1110 денежных единиц (а от десятого не получит ничего). Таким образом, он выдаст 10000 денежных единиц, а назад получит 9990 денежных единиц – платежи добросовестных заемщиков практически покроют выданные недобросовестному деньги. Если же ставка будет установлена на уровне 12%, то банк соберет с добросовестных заемщиков 10080 условных единиц, и окажется в плюсе даже несмотря на неполученный долг. Разумеется, на практике схема расчета более сложная (необходимо учитывать схему погашения кредитов – не одним платежом, а по частям, а также влияние инфляции, желаемую доходность, стоимость привлечения денег банком и ряд других факторов), но основная идея такая. Если банк ожидает, что неплательщиком окажется не каждый десятый, а каждый сотый заемщик, ему достаточно будет взимать «за риск» не 12%, а всего 1,2%.
Ключевой проблемой здесь является верный прогноз доли неплатежей:
Банки прикладывают огромные усилия для оценки риска неплатежа, анализируя максимум доступной информации. Одним из самых очевидных источников информации являются сведения о предыдущих кредитных поступках. Логика приблизительно такова:
Разумеется, стопроцентной надежности такие умозаключения не имеют. У людей возникают разные жизненные ситуации. И добросовестный плательщик в прошлом по данному конкретному кредиту может допустить просрочку, и наоборот – «ошибки прошлого» могут быть осмыслены (либо быть вызваны серьезными обстоятельствами), и «плохой» на первый взгляд клиент окажется благонадежным. Но статистически эта система работает.
Для обобщения информации об использовании человеком кредитных инструментов служит кредитная история.
Кредитной историей называют историю исполнения физическим лицом обязательств по кредитам и займам, собираемую из различных источников: банков, кредитных организаций, правительственных органов.
В США систему кредитных историй активно используют с 1970-х, а в России она получила распространение только в 2000-х, вследствие активизации розничного кредитования. Впервые это понятие было введено Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 года.
Кредитная история россиянина включает в себя три части:
Чтобы кредитная история была передана в бюро кредитных историй, заемщик должен дать свое согласие.
Бюро кредитных историй – это компания, которая в соответствии с законодательством оказывает услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов.
В России действует более 20 бюро кредитных историй, но около 95% кредитных историй хранятся в топ-5 бюро.
Для заемщиков законом предусмотрено право ознакомления с собственной кредитной историей:
Ознакомление с кредитной историей может быть чрезвычайно полезно. Иногда люди не понимают, почему банки отказывают им в выдаче кредитов. Оказывается, что кредитная история содержит негативную информацию – не всегда достоверную (невозможно исключить человеческий фактор при внесении сведений в базы, и давно закрытый кредит может числиться открытым). Если обнаруживаются такие ошибки, субъект кредитной истории может обратиться в бюро кредитных историй и в банк для внесения исправлений.
Предоставление кредитной истории другим заинтересованным лицам осуществляется по следующим правилам: