Цели деятельности Арабского валютного фонда
Определение 1
Арабский валютный фонд – это региональное арабское финансовое учреждение, созданное в 1976 году (начало деятельности – 1977 год).
В состав Арабского валютного фонда входит 22 арабские страны, в частности:
- Иордания,
- Кувейт,
- Ливан,
- Ливийская Арабская Республика,
- Мавритания,
- Оман,
- Палестина,
- Катар,
- Саудовская Аравия,
- Судан,
- Сирийская Арабская Республика,
- Тунис,
- Объединенные Арабские Эмираты.
Основными целями фонда являются:
- исправление отклонений в платежных балансах государств-участников,
- содействие снятию ограничений на текущие платежи, проводимые между странами-участницами,
- определение политики и методов арабского валютного сотрудничества,
- предоставление (по запросу) консультаций в отношении внешней инвестиционной политики,
- развитие арабских финансовых рынков,
- создание условий для формирования единой арабской валюты.
В целом миссией Арабского валютного фонда признается установление денежных основ арабской экономической интеграции и стимулирование экономического развития во всех арабских странах. Сам фонд при этом должен превратиться в ведущий арабский финансовый институт, осуществляющий поддержку экономических, валютных и финансовых реформ для формирования в арабском регионе центров стабильности.
Средства достижения целей Арабского валютного фонда
Основные средства, применяемые Арабским валютным фондом для достижения установленных целей:
- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов странам-участницам для финансирования платежного дефицита,
- координация кредитно-денежной политики стран-участниц и развитие сотрудничества между их денежными властями (органами кредитно-денежного регулирования),
- либерализация и развитие торгово-обменных и платежных операций между государствами-членами, содействие активизации движения капитала между ними,
- выделение ресурсов в национальных валютах стран-участниц для предоставления кредитов на расчеты по текущим операциям между странами-участницами,
- управление доверенными фонду средствами государств-членов,
- проведение периодических консультаций для стран-участниц по их экономической политике применительно к достижению целей фонда,
- проведение исследований в сфере экономики,
- оказание технической поддержки банковским и финансовым учреждениям стран-участниц.
Управление Арабским валютным фондом
В структуре управление Арабским валютным фондом можно выделить:
- Совет управляющих,
- Совет директоров,
- Комитет по аудиту и рискам,
- система организационных подразделений исполнительного управления.
В Совет управляющих входят представители от всех арабских государств-членов (собственно управляющий и его заместитель). Совет проводит ежегодные заседания, на которых избирает председателя.
Совет директоров представлен Генеральным директором и восемью исполнительными директорами, которые избираются из числа граждан стран-участниц, обладающих достаточной подтвержденной компетентностью и опытом работы в финансовой сфере. Совет директоров собирается ежеквартально, а также по мере необходимости между ежеквартальными встречами.
Комитет по аудиту и риску состоит из трех независимых членов исполнительного руководства Фонда, избираемых Советом директоров в начале каждой сессии Совета. Он реализует такие функции, как:
- мониторинг достоверности финансовой отчетности,
- контроль за выполнением политик управления рисками и внутренним контролем,
- оценка эффективности работы службы внутреннего аудита и обсуждение ее отчетов,
- мониторинг независимости внешнего аудитора, обсуждение его отчетов.
Управление Арабским валютным фондом базируется на ряде принципов:
- принцип признания прав заинтересованных сторон. Если нарушаются права таких заинтересованных сторон, как государства-члены, сотрудники и подрядчики, то фонд применяет усилия для защиты их прав и для получения ими компенсации,
- принцип прозрачности и раскрытия информации. В частности, открытой является информация о зарплатах и льготах, предоставляемых членам Совета,
- принцип подотчетности, действующий на всех уровнях управления. Уровень исполнительного руководства реализует этот принцип через выработку общих дисциплинарных правил и процедур, обязательных для соблюдения, отчеты по результатам работы департаментов, ежегодную оценку сотрудников. Совет директоров реализует принцип подотчетности через отчеты о рисках Комитета по аудиту. Совет управляющих проводит стратегическое планирование, включающее методологию оценки эффективности, формирует годовой отчет с оценкой независимого аудитора.
Кредитная политика Арабского валютного фонда
Прежде чем предоставить своим государствам-членам кредит, фонд проводит интенсивные консультации с денежными властями страны, которые позволяют согласовать не только условия предоставления кредита, но и соответствующую политику и меры по улучшению экономической ситуации. Предоставляемые фондом ссуды могут быть разделены на две разновидности:
- ссуды на устранение дефицита платежного баланса,
- ссуды на поддержку других экономических секторов.
На достижение первого вида целей ориентированы четыре типа ссуд, отличия между которыми состоят в размере, сроках предоставления и погашения кредита:
- автоматический заем. Объем не превышает 75% вклада государства в капитал фонда. Срок предоставления – три года. Такой заем не требует разработки совместной с фондом программы мероприятий (если у государства нет других действующих кредитов),
- обычный заем. Предоставляется, если автоматического заема недостаточно. Размер кредита может достигать 100%, а в некоторых случаях и 175% от вклада в капитал. Для предоставления такого кредита разрабатывается программа уменьшения дефицита платежного баланса, ориентированная на срок не менее года. Срок погашения кредита – пять лет,
- расширенный кредит. Если в экономике возникает структурный дисбаланс, приводящий к хроническому дефициту платежного баланса, государство может обратиться за расширенным кредитом. Программа экономической коррекции составляется на срок не менее двух лет, объем кредитования – от 175 до 250 процентов вклада в капитал фонда, срок погашения – семь лет,
- компенсационный заем предоставляется для оказания помощи государству-члену в чрезвычайной ситуации с платежным балансом в результате снижения экспортных поступлений от товаров и услуг или значительного увеличения стоимости импорта сельскохозяйственной продукции.