От того, какие взаимоотношения установлены между государством и церковью, в теории государства и права различают государства:
Теократическое государство представляет собой государство, конституционно-правовая характеристика которого заключается в том, что церкви полностью или частично принадлежит власть.
Клерикальное государство представляет собой государство, конституционно-правовая характеристика которого заключается в том, что законодательно установлена возможность церкви воздействовать на государственную политику и важнейшие сферы общественной жизни. В такой ситуации возможна взаимосвязь государства и церкви посредством государственной церкви, которая считается как структурное подразделение официальной организации государства и считается главной в стране. В этом случае все должности в государстве занимают представители государственной религии.
Светское государство представляет собой государство, конституционно-правовая характеристика которого заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют независимо друг от друга в соответствующих сферах их компетенции, гарантирована невозможность введения в государстве общеобязательной религии или идеологии и государство отделено от объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии.
Светский характер государства предполагает отделение друг от друга государства и церкви и их взаимное невмешательство в дела друг друга.
Возможно полное или частичное соответствие норм, установленных в законах светского государства, религиозным нормам. Светский характер определяется свободой от религиозных установок, а не наличием противоречий с ними. Так, решение запретить аборты является светским, в случае обоснования этого общегуманистическими соображениями и медико-биологической целесообразностью, а не нормами и правилами религии.
Житель светского государства имеет возможность прожить без обращения к религиозным институтам. Так, в светском государстве заключение браков и отправление правосудия относится к его прерогативе. В светском государстве религиозные сторонники и атеисты равноправны перед законом.
Принцип светскости обеспечивает разграничение сфер государственного влияния и религиозных организаций при сохранении роли государства, в качестве базовой формы организации общественно-политической власти.
В социологии светские и несветские государства классифицированы по различным критериям. К ним относятся наличие партнёрства государства и религиозных организаций и степень влияния религии на систему права государства. С помощью этих критериев среди светских государств выделяют 4 типа:
Формулируя содержание понятия светского государства, необходимо учитывать такие значимые обстоятельства, как независимость и суверенность государственных и религиозных интересов, существенное различие сфер компетенции этих субъектов и другие.
Светское государство имеет следующие существенные признаки:
К элементам признака отгораживания от государства объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии, относятся следующие:
Признак непозволительности установления общеобязательной религии или идеологии означает запрет на утверждение в законодательстве какой-либо религии или идеологии в качестве общеобязательной. Этот признак характеризуется правом на добровольное определение собственного мировоззрения, а также правами:
Равенство человеческих прав и свобод, несмотря на отношения к религии и убеждения, и равенство религиозных объединений перед законом – это принцип, закреплённый в Конституции и означающий равенство юридических прав и обязанностей религиозных объединений, законодательное установление равных требований, единых правовых актов, запретов и ограничений, равных мер ответственности, предъявляемые ко всем религиозным объединениям и их членам.
Принцип равенства религиозных объединений перед законом не исключает оказание религиозным объединениям дополнительных льгот, предусмотренных политикой государства в сфере отношений с религиозными организациями, и не препятствует наделению государством исконных религий соответствующим законодательно установленным статусом и увеличению взаимного сотрудничества, не ущемляя при этом права и свободы иных религиозных организаций.
Важен светский характер легитимности государства, который определяется как признание законности прав и полномочий государственного органа и их должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. Этот признак несущественен для светского государства, хотя он и находит свое отражение в выше перечисленных существенных признаках данного государства.
Выражение высокой значимости светского государства в России происходит через особую защиту принципа светскости данного государства и признание основополагающего конституционного значения этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации.