Использование термина «административно-процессуальное законодательство» в тексте Конституции РФ создаёт прочную правовую основу как для образования систематизированного административного процессуального законодательства, так и для развития современного административного процессуального права.
Отсутствие в нормативных правовых актах России определений понятий «административно-процессуальное право» и «административный процесс» обуславливают сложность их изучения. Поэтому в теории права принято использовать традиционные исторически сложившиеся понятия этих терминов.
Учитывая все существующие в науке точки зрения, можно сформировать следующий тезис: административно-процессуальное право рассматривается как объединение административно-процессуальных элементов и норм, основанное на логике административно-процессуального регламентирования общественных отношений, имеющих место при:
В административно-процессуальном праве под предметом понимают административно-процессуальные отношения, возникающие при реализации соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами властных полномочий, в процессе установления гарантий судебной защиты от противозаконных деяний и решений, и обеспечения прав и свобод.
Существует зависимость предметов, содержаний и структур административно-процессуального права и административного процесса. Следовательно, со структурной точки зрения в предмет административного процессуального права можно включить виды отношений управления, происходящие в процессе реализации управленческой деятельности. Цели осуществления этой деятельности выражены в:
Основным методом правового регулирования, применяющимся в административно-процессуальном праве, является императивный метод. Императивность выражается в требовании чёткого исполнения субъектами административного процессуального права принятых для них процессуальных обязанностей, ограничений и правовых режимов.
Диспозитивность применяется в ситуациях, когда субъектам административного процессуального права предоставлены равноправные возможности, они самостоятельно совершают поступки, не находятся в отношениях подчинения в рамках административного права, способны самовольно избрать действия, реализовать свои права или отказаться от данных возможностей активного действия, использовать гарантии государства по защите своих прав, свобод и законных интересов.
Специфика предмета правового регулирования обуславливает применение таких методов правового регулирования процессуальных отношений в области государственного и муниципального управления, как предписание, запрет и дозволение.
Система административного процессуального права - это объединение различных по назначению, уровню, содержанию административных производств, которые являются частью структуры административно-процессуального права.
Существуют следующие разновидности административных производств:
Административное процессуальное право может быть структурировано и дальше смотря от определённых процедур осуществления публичного управления.
В настоящее время признана необходимость кодификации административно-процессуального правового материала. Однако широкое разрозненное понимание административного процесса в совокупности с оставлением вопроса о содержании административного процесса открытым не способствует решению данного вопроса.
Административно-процессуального право имеет ряд специфических особенностей, которые являются отличительными по отношению к другим отраслям права. К их числу относятся: