В основу информационного законодательства стран Европы положен тезис об обеспечении равного доступа к правовой информации.
Характерная тенденция европейского информационного права – рост открытости возможности доступа к правовой информации при помощи современных информационных технологий.
Практически во всех европейских государствах существуют правовые акты, гарантирующие доступ к информационным ресурсам, которые содержат информацию о деятельности органов власти.
Основной документ, обеспечивающий информационные права граждан ЕС – Регламент № 216/2013 от 7 марта 2013 г. об электронном опубликовании Официального журнала (Official Journal) Европейского союза. Журнал публикуется на нескольких языках, являющихся официальными в ЕС, и доступ к его электронной форме бесплатен.
Основные документы, касающиеся различных сторон деятельности официальных институтов ЕС, размещаются на сайте EUR-Lex, где вся информация о принятых правовых актах представлена на 24 языках. Здесь же публикуется судебная практика, законопроекты. Доступ к сайту неограничен, так как финансируется из средств Европейской комиссии.
Бесплатный доступ к базе решений национальных судов по важным для других стран-членов ЕС вопросам предоставлен Ассоциацией высших административных судов ЕС. Решения сопровождаются комментариями экспертов, доступ к ним также неограничен. Финансирование проекта осуществляется за счет программы Европейского союза «Основные права и гражданство».
Отличительной чертой европейского информационного права является стремление предоставить как можно более широкий доступ к правовой информации для любого заинтересованного лица. Финансирование электронных изданий осуществляется за счет специальных программ.
Широкое распространение получают мобильные версии правовых интернет-ресурсов, в том числе предоставление юридических консультаций по вопросам защиты прав при возникновении споров с продавцами, производителями, государственными органами.
Доктрина информационного права США закрепляет понимание информации как товара и объекта права собственности.
Форма представления информации, характер носителя не имеет принципиального значения. Защита права собственника информации осуществляется так же, как и случае с материальными ценностями при помощи использования принципа аналогии права. На государственном уровне созданы и функционируют программы по защите информации, которая является федеральной собственностью.
Значительная часть законодательства, регулирующего обращение электронной информации, посвящена ответственности за компьютерные преступления, к которым относятся:
Преступления, совершенные с использованием компьютеров, разделены на два вида:
В первом случае предусмотрена административная, а во втором – уголовная ответственность.
Положения информационного права и характер ответственности за компьютерные преступления существенно отличаются в разных штатах.
В Техасе, Юте, Коннектикуте ответственность наступает только при условии причинении имущественного вреда. В Нью-Йорке, Виргинии условием ответственности является несанкционированный доступ к конфиденциальной информации. В штате Небраска – любой несанкционированный доступ, даже в том случае, если он был безуспешным.
Большое внимание в США уделяется тому, какая информация размещается в Интернете. Регулированием отрасли занимаются некоммерческие организации, которые финансируются спонсорами, в числе которых практически все крупные американские компании.
Саморегулируемые организации отвечают за признание контента неприемлемым для публикации и, в случае необходимости, принимают меры к ограничению его распространения. Эти организации сотрудничают с правительственными органами, контролирующими вопросы соблюдения авторских и смежных прав, в том числе и при размещении информации в сети Интернет.
В систему информационного законодательства Японии входит Конституция, принятые на её основе специальные законы, подзаконные акты, международные документы и судебные прецеденты.
Современное информационное право Японии начинает развиваться в 1999 году с принятием закона «О формировании передового информационного и телекоммуникационного сетевого общества».
Вся система правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предоставления и обращения информации может быть разделена на несколько групп:
Законодательную деятельность в сфере информации координирует Стратегический центр развития информационных технологий.
Несмотря на лидерство Японии в сфере изобретения телекоммуникационных технологий, Интернет в ней приобрёл широкую популярность только после появления смартфонов.
Начиная с 1998 года, в стране реализуется два проекта:
В отличие от европейских стран, в Японии частично сохранена система государственной цензуры официальной информации, представленной в печатных и электронных СМИ.