Моноэтническим (однонациональным, национальным) называют государство, сформированное на традиционно исторической территории какого-либо этноса (нации) и воплощающее её суверенитет.
Как правило, где хронологически совпадало формирование этноса и образование государства, там складывались моноэтнические государства, что является причиной совпадения государственных и этнических границ. Население с подавляющим преимуществом одного этноса (нации) встречается в Японии, Корее, Бразилии, Италии, Португалии, Дании, Исландии, Польше, Венгрии, Бангладеш, большинстве арабских стран.
Этот термин противоположен термину «многонациональное государство», который не закреплён в международном праве в отличие от «мононационального» или «национального государства», которое согласно документам Комитета по Науке, Образованию и Культуре ООН (ЮНЕСКО) является областью, где совпадают культурные и политические границы. Идеей национального государства является объединение государством людей одной этнической группы и культурной традиции.
Однако большая часть современных государств – многонациональны, так как существование моноэтнического государства было возможно при объединении почти всех представители одного этноса в единое государство без присутствия других национальных общин.
В российском праве «однонациональным» рассматривается государство, чьи государственные границы совпадают с национальными (этническими), а основная национальность составляет более 90 % всего населения.
Аналитик Дэвида Уилш считает, что этнически однородными государством является государство, чьё население на 95 % состоит из представителей одной этнической общности.
Одним из видов моноэтнического государства является национальное государство.
Система национальных государств начала создаваться после Тридцатилетней войны и Реформации, итоги которых в 1648 году были закреплены Вестфальским миром. Он также устанавливал новое европейское мироустройство: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти внутри страны, независимость во внешней политики, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.
Возникновение государств-наций означало окончание политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и появление новой социально-политической силы — буржуазии. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в 19 столетии спровоцировали переход к капиталистической экономике, повышение эффективности национальных государств и рост их экономической мощи.
Национальное государство (государство-нация) — конституционно-правовой тип государства, представляющего собой форму самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражающего волю этой нации.
В некоторых странах, например, в Румынии, национальный характер государства закреплён на конституционном уровне. В лучшем случае это государство предполагает, что все его граждане имеют общий язык, культуру и ценности, а также что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами.
Государств, которые удовлетворяют данным условиям, менее 10 %, но большому числу современных стран присущи многие его элементы.
Современные государства управляют множеством городов и пограничных областей посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они единолично формулируют обязательные к исполнению правила и применяют силу в пределах своей территории. Распространяя на своей территории таким образом своё непосредственное правление на всех жителей, они стремятся упорядочить жизнь населения определённым образом в целях развития экономики и обороны. В этом состоит их отличие от городов-государств, не стремившихся к интеграции глубинки, и от империй, не пытавшихся контролировать обыденные дела населения. Кроме того, ещё одно отличие национального государства от империи заключается в стремлении не к захвату, удержанию и колонизации новых территорий, а к свободному объединению народов.
Существуют ассоциации национального государства с его гражданами, но внутри страны и за его пределами оно обычно представляется одним государственным лидером. Например, по словам Шарля де Голля, глава Франции должен олицетворять «некую идею о ней».
Национализм разграничивает между собой похожие термины «нация» и «национальное государство». А термины «общество», «государство» и «нация» относятся к различным уровням:
По гражданскому национализму активное участие граждан в процессе принятия политических решений и представление государством «воли нации» определяют легитимность государства. А «воля нации» определяется с помощью плебисцита, выраженного через выборы, референдумы, открытую общественную дискуссию и так далее.
Вместе с тем, человек добровольно определяется с национальной принадлежностью, которая отождествляется с гражданством. Объединение людей происходит на основе равенства их политических и правовых статусов, желания принимать участие в политической жизни нации, преданности общей гражданской культуре и общим политическим ценностям.
В конце 19 столетия Ренан указал на роль гражданского национализма в обыденной жизни. А Геллнер обратил внимание на то, что в современных нациях граждане в течение всей своей жизни активно подтверждают свою принадлежность к нации и тем самым легитимный статус государства.
В соответствии с гражданским национализмом допускается отсутствие культурно и этнически «коренных» представителей нации. Главное, чтобы нация состояла из людей, желающих жить вместе на одной территории.
Большее выражение гражданский национализм имеет в молодых нациях, возникшие в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Подобным образом развивалась ситуация во Франции перед Революцией, поэтому ранний национализм рьяно отстаивал идеи свободы личности, равенства, прав человека, гуманизма. Он характеризовался осознанной вере в общечеловеческое и либеральное развитие. Позже он также был значим. Например, в середине 20 столетия антиколониальная борьба стран третьего мира происходила с опорой на гражданский национализм как путь к объединению общества, противопоставляя его типичному для империализма принципу «разделяй и властвуй».
Главными целями государства-нации являются:
Эти цели, как правило, отражаются в официальных документах (в первую очередь, в конституции).
Однако имеет место критика Вестфальской системы национальных государств, которая заключается в: