Детская психология – это один из разделов общей психологии, занимающийся исследованием духовного и психического развития ребенка, закономерностей происходящих процессов, а также занимающийся изучением инстинктивных и произвольных поступков и особенностей развития, начинающихся в момент рождения ребенка и до наступления подросткового возраста 1-15 лет.
Ученые-психологи разделяют детство на несколько периодов. Основой такого деления является ведущая деятельность, которую характеризует три главных признака:
Ведущей деятельности принадлежит решающая роль на каждом из этапов развития психики ребенка, при этом другие типы деятельности не исчезают, но теряют свое первостепенное значение.
Детская психология выделилась в самостоятельную отрасль только к середине XIX века. Это было обусловлено возрастающими требованиями педагогической практики и было связано с формулированием Ч. Дарвином своей эволюционной теории, а также разработкой объективных экспериментальных методик психофизиологических исследований. На ранних стадиях развития детской психологии шло накопление эмпирического материала через наблюдение за процессом развития отдельных детей. Позже предпринимались попытки экспериментально исследовать психику детей, и начался этап систематизации и осмысления накопленной информации. Первыми авторами в области исследования детской психологии стали Инхельдер Б., Пиаже Ж., Брунер Дж.
Время активного формирования детской психологии явилось кризисным для методологических основ науки. В связи с чем, начали широко распространяться идеалистические и вульгарно-механические концепции, которые объясняли фактические данные через субъективную, эмпирическую психологию, фрейдизм, гештальтпсихологию, бихевиоризм и пр. Вместе с этим фактический материал продолжал накапливаться и были достигнуты некоторые успехи в экспериментальных исследованиях детской психологии, особенно в сфере изучения познавательных процессов у детей.
В отечественной дореволюционной детской психологии, Сеченовым И.М. в 60-х годах XIX века было выдвинуто предположение, касающееся рефлекторного происхождения психических процессов и их формировании у детей под воздействием условий их жизни и воспитания. Значение для развития детской психологии имели также труды Ушинского К.Д. и его последователей. Они связывали изучение детской психики с разработкой педагогических проблем. Большая роль в проведении конкретных исследований в области детской психологии принадлежит:
После Октябрьской революции развитие детской психологии шло на базе диалектического материализма. В 20-х годах были предприняты попытки подойти к изучению детской психологии с позиций марксизма-ленинизма Корниловым К.Н. и Блонским П.П. Позже Выготским Л.С. с единомышленниками была начата теоретическая и экспериментальная разработка проблем общественно-исторической обусловленности психического развития детей и изучение роли усвоения общественного опыта в онтогенезе высших, специфичных для человека психических процессов. На основании этих исследований, было сформулировано положение о ведущей роли обучения для психического развития ребенка, а сензитивных периодах и пр.
Важную роль в развития детской психологии сыграли исследования по проблеме роли деятельности в развитии психики, которые проводились Леонтьевым А.Н., Рубинштейном С.Л.
Были проведены исследования содержания и структуры разнообразных типов деятельности детей – игры, труда, обучения, и влияния их на развитие восприятия, памяти, мышления, развитие речи и ее регулирующей роли в поведении, а также формирование самосознания и качеств детской личности.
Грузинская психологическая школа занималась изучением условий возникновения установок личности и их влияния на протекание процессов психики у ребенка.
В 30-40-е года основное внимание уделяли констатации глобальной зависимости всех психических процессов от характера и структуры детской деятельности. В 50-х годах ряд работ наметил изучение внутренней природы такой зависимости и механизмов формирования психического отражения в онтогенезе ребенка. Разрабатывая обозначенных проблемы, советские психологи базировались на положении Павлова И.П. о рефлекторной природе психики и роли ориентировочных рефлексов в образовании временных связей.
Проведенные исследования демонстрировали особую роль ориентировочной основы действий в процессе развития психических закономерностей, переход от материальных действий к идеальным, которые совершаются в уме в качестве понятий и представлений. Проведенными исследованиями были созданы необходимые психологические основы для формирования новых, более эффективных способов обучения, позволяющих детям усвоить такие знания и овладеть такими способами действий, которые ранее считали малодоступными.
Дети, на разных возрастных ступенях, оказываются сензитивны к усвоению определенного содержания деятельности, в то время, как другие типы деятельности усваиваются ими плохо или не усваиваются совсем. В процессе развития можно обнаружить некоторые противоречия, например, между новыми, более развитыми психофизиологическими возможностями ребенка и старыми типами деятельности и взаимоотношениями с людьми. Такие противоречия могут особенно остро обнаружиться в периоды кризисов. Проблема внутренних противоречий ребенка еще плохо разработана, несмотря на всю свою сложность и значимость.