Психология детского воспитания – это отрасль психологической науки, занимающейся изучением детской психики у детей любого возраста и пола, включая и детей, имеющих особенности развития.
Психология детского воспитания помогает взрослым помочь понять особенности души ребенка, посмотреть на происходящие события его глазами, чтобы помочь ему пережить проблемы и огорчения, и разделить радости. Это все необходимо, чтобы формировалась гармоничная личность ребенка.
Психология детского воспитания является основой для педагогической психологии, которая способствует лучшему пониманию ребенка, разрешению его проблем, нахождению подхода к каждому представителю подрастающего поколения.
Пидкасистый П.И. рассматривал основные понятия, психологии детского воспитания, опираясь на ряд закономерностей:
Внутренний мир ребенка является для взрослых загадкой, помочь им разобраться могут только основные положения психологии детского воспитания. Основные положение психологии детского воспитания помогают родителям решить трудные ситуации:
Сразу после появления на свет, ребенок проходит колоссальный путь развития и формирования детской психологии.
Дети до года находятся в фазе активного становления психики. Вместе с этим должны меняться и расти родители, они должны черпать новые знания, касающиеся психологии детей. Это необходимо, если родители хотят влиять на формирование личности своего ребенка. С грудного возраста родителям необходимо закладывать в ребенка основы самостоятельности, стремясь к году сформировать максимальную его автономность. Грудничка нужно стараться укладывать спать в отдельную кроватку, оставлять его на минутку-другую поиграть с игрушками самостоятельно и пр. При этом ребенок уязвим и беззащитен, ему необходима любовь, тепло и забота, которые он должен получать от окружающих, чтобы его психика развивалась полноценно и планомерно. Ребенок не должен бояться мира взрослых людей, он должен стремиться быть открытым к общению и вырасти счастливым.
По достижении ребенком возраста 1 года, наступает кризисный период, когда ребенок с активно формирующийся психикой, начинает быть очень капризным и требовательным, становясь маленьким тираном. Характерными признаками данного возрастного периода выступают:
Кризиса одного года бояться не стоит, так как ребенку, психика которого продолжает формироваться и совершенствоваться, необходимо пройти этот крайне важный период развития, а родители и взрослые должны в этом ребенку помочь.
Кризис является побочным эффектом возросшей самостоятельности ребенка, когда он осваивает значимые двигательные навыки: ползанье, хватание, ходьбу и пр. При освоении окружающего мира, ребенок начинает проявлять инициативу, которую часто наказывают взрослые. Это и вызывает у ребенка слезы и истерики.
Вместе с этим изменяется и рацион питания ребенка, он начинает меньше времени проводить у груди, но потребность в любви и тепле матери по прежнему высока, поэтому ребенок старается держать мать как можно ближе к себе, чтобы она не исчезала из поля зрения и была на «расстоянии вытянутой руки».
Терпение и мудрость – это два наилучших качества для родителей в период кризиса одного года у ребенка. Этот период – первое, но не самое сложное испытание для родителей на пути взросления их детей.
Психология детского воспитания рекомендует в этот период:
В дошкольном возрасте продолжается совершенствование физических и умственных возможностей, идет активное становление психики ребенка, обогащение их внутреннего мира, расширение границ эмоциональной сферы.
По сравнению с младенцем, психика пятилетнего ребенка значительно более совершенна. В этом возрасте у ребенка уже развит наглядно-образный тип мышления, который постоянно превращается в словесно-логический, помогающий ребенку активно осваивать действительность и общаться со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники любят ролевые игры, совместный труд, проявляют интерес к групповому обучению, могут дольше, чем прежде, концентрировать внимание и заниматься каким-либо одним делом.