Детский коллектив – это особая социальная структура, исторически обусловленная степенью общественного развития. Задачи общества относительно детского коллектива, а также его воспитательные цели определяются в зависимости от характера общественных отношений, и места детей, которое они занимают в системе этих отношений.
С точки зрения психологии, детский коллектив является общественным организмом, система которого способствует формированию связей растущих и развивающихся индивидов, психическому развитию ребенка, становлению его как личности. В детском коллективе взаимодействуют не сложившиеся личности, а формирующиеся – и это основное условие особой роли воспитательных функций взрослого.
В качестве воспитательного инструмента, детский коллектив формируют взрослые. При этом огромное значение принадлежит вопросу о соотношении:
Любой организованный детский коллектив имеет некоторое сочетание двух этих факторов. При этом, педагогической задачей будет не воспринимать детский коллектив исключительно в качестве формы внешней целесообразности, чтобы дети не сдвигали воспитательную функцию на второй план, иначе воспитательное значение будет нивелировано, и заместится влиянием неофициальных детских объединений.
Отношения внутри детского коллектива представляют собой модель взрослого общества.
Развитый детский коллектив – это необходимое условие становления и самоутверждения личности. Он характеризуется общностью целей и адекватностью мотивов предметно-практической совместной деятельности, которая направлена на пользу общества и заботу об общем результате. А также детскому коллективу характерна определенная структурная организация и характер общения и широкая система коллективных связей.
Наиболее развиты формы взаимоотношения у детей, которые сформированы в ходе их целенаправленной социально-одобряемой деятельности:
Для развития истинной самостоятельности у детей, необходимо в любом типе деятельности сочетать взаимоответственности и необходимость проявлять самостоятельность при организации и осуществлении различных типов социальной деятельности. Максимальное развитие детской самодеятельности – определяющий признак развитого детского коллектива.
Детский коллектив, как и любой другой имеет собственную иерархию. Рассмотрим ее подробнее.
Лидер у детей - это чаще всего наиболее активный и даже агрессивный ребенок. Он может манипулировать окружающими, чтобы мир начал соответствовать его желаниям. У младших школьников лидером чаще всего становится ребенок, который выделяется какими-то своими достижениями.
Массовка – это большая часть детей в коллективе. У этой роли есть два важных плюса, несмотря на малую значимость. Во-первых, ребенок остается равным среди равных, а в случае ссоры может быстро найти замену. Во-вторых, детям в массовке легче прощаются прегрешения.
"Белая ворона", к которым относят крайне разных детей – отличников, рассеянных мечтателей, коллекционеров чего-либо и т.д. Они объединены крайней избирательностью при выборе друзей, так как увлечены собственным внутренним миром.
Изгой – это роль, которая достается детям, с которыми общаться трудно. В дошкольном возрасте – это застенчивые, жадные, плаксивые или агрессивные дети. В младшем школьном возрасте число параметров, по которым ребенок становится изгоем, возрастает, но общая тенденция к нелюдимости или нарушению социальных устоев, сохранена.
Тихоня – застенчивый ребенок, глядя на которого другие дети могут видеть только то, что он им показывает. Например, если ребенок молчит, то окружающие подумают, что он не умеет разговаривать. Но дети дружат с интересными и понятными им детьми, поэтому они не проявляют расположения к детям, которые не проявляют в общении никакого отклика.
Плакса. Дети, склонные к грусти, меланхолическим проявлениям и не умеющие правильно оценивать последствия того или иного события. Например, ребенок не может оценить опасность ранки на коленке, он будет бояться, что ранка никогда не заживет. Таким детям необходимо повышенное внимание, необходимо им подробно объяснять все явления жизни. Для всех детей в коллективе очень важна уравновешенность, так как они очень склонны к эмоциональному заражению. Если начинает плакать или смеяться один ребенок, все остальные подхватывают это, даже не зная причин его эмоционального проявления. Часто плаксами становятся дети, которые не знают других способов привлечь к себе внимание взрослого. При этом, если взрослые склонны пожалеть ребенка, то сверстники сторонятся таких детей, не желая портить себе настроение и поддаваться цепной реакции.
Драчун – это агрессивный ребенок, уверенный в том, что физическая сила является единственным способом быстро и эффективно решить проблему. С таким ребенком необходимо проводить разъяснительные занятия, показывая ему и другие эффективные способы решения затруднительных ситуаций.
Жадина. Дети воспринимают чье-то нежелание делиться в качестве отвержения, они считают, что в такой ситуации конфета или игрушка ему дороже друга. Современные дети имеют переизбыток игрушек и сладостей, поэтому для них понятие взаимовыручки в каких-то ситуациях практически не характерно, поэтому необходимо развивать в детях чувство взаимной привязанности.
Ябеда – ребенок, который внимательно следит за своими товарищами, и если они нарушают какое-то правило дисциплины, тут же бежит рассказывать об этом взрослому. Таких детей сторонятся и не любят, часто они становятся изгоями в детских коллективах.
Сноб – часто такой ребенок является «жертвой» родителей, которые стремились воспитать в нем чувство неповторимости и собственной значимости, забыв о признании чужой ценности и права самовыражаться. Дети-снобы часто не умеют проигрывать, демонстрируют негативную реакцию, если не достигают результата в той мере, в какой рассчитывали и пр.