Дошкольный возраст ограничивается периодом от 3 до 6-7 лет.
Ребенок, вступает в дошкольный возраст через преодоление кризиса 3 лет, когда происходит отделение от взрослого и создаются предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
Рамки социального взаимодействия дошкольников расширяются (детский сад, улица, город) ребенок выходит за привычные рамки и открывает для себя расширяющийся мир человеческих отношений.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками позволяет реализовывать становление личности ребёнка.
Одним из значимых средств общения становится речь. Младшие дошкольники задают множество вопросов, обращаясь к взрослому как к авторитету и источнику информации. Дошкольники хотят, чтобы взрослые всерьёз относились к ним, как партнерам и товарищам по общению.
Общение на базе сотрудничества получило название познавательного общения и при его отсутствии, может возникать негативизм и упрямство в поведении детей.
В дошкольном возрасте возникает еще одна форма общения –личностное, которое характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению поступков других людей и своих собственных поступков на основе нравственных норм.
К старшему дошкольному возрасту дошкольники осваивают ряд форм сотрудничества в совместной деятельности:
В общении со сверстниками дети приобретают опыт социального взаимодействия руководства и подчинения, осваивают нормы социализации.
Центром социальной ситуации развития является взрослый, как носитель общественно-культурный функции (мама, врач, воспитатель и др.).
Ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых и это противоречие разрешается в игре, которая рассматривается как ведущий вид деятельности.
Игра моделирует реальную жизнь взрослых и помогает действовать в ней.
Предметом игровой деятельности, чаще всего, является взрослый, выполняющий определенные общественные функции, который вступает в отношения с другими взрослыми по определенным правилам.
Игры сменяют одна другую на протяжении дошкольного возраста, рассмотрим виды игры, возникающие в течение дошкольного возраста:
Здесь ролевое выполнение отходит на второй план, главным становится четкое выполнение правил ( спортивные игры или настольные игры)
Компоненты игры по Д.Б. Эльконину:
Считается, что ребенок в 3-4 года может посвятить игре 10-15 минут, для детей 4-5 летнего возраста игра может продолжаться уже 40-50 минут, в старшем дошкольном возрасте игра может длиться несколько часов или даже дней.
В игре ребенок учится:
В игре активно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства, возникают новые мотивы и потребности, в игре появляются новые виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование)
Центральное новообразование дошкольного возраста – это соподчинение мотивов.
Кроме того, важнейшими новообразованиями будут: появление правильной речи, развитие произвольной памяти, начало развития непроизвольной памяти, формирование и развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эмоционально аффективной сферы и формирование плана действий.
Восприятие становится менее аффективным, эмоциональным, становится осмысленным, анализирующим.
Ребёнок познаёт мир, рассматривает, наблюдает, требует ответов на вопросы, усваивает эталоны (знает цвета, оттенки, форму и величину).
Мышление реализует переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, мышление и восприятие настолько тесно связаны, что употребляется такой термин как наглядно образное мышление.
Дошкольный возраст – наиболее сензитивный для развития памяти, память непроизвольна, но ребёнок сможет запомнить большое количество информации, особенно рифмованной и особенно запоминает информацию тогда, когда её переживает. Хорошо развита механическая память, между четырьмя и пятью годами начинает развиваться произвольная память, способности к запоминанию.
Аффективная сфера отражает снижение сильных эффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, нервная система укрепляется.
Мотивационная сфера: выстраивается соподчинение мотивов появляется самосознание, потребностей, способностей и т.д.
Это психологическое время личности, здесь закладываются отношения ребенка в прошлом, будущем и настоящем. Дети плохо помнят период раннего детства, но, чаще всего, именно дошкольный возраст помнится особенно хорошо. Это время половой идентификации и знакомства с социальными стереотипами.
"Мальчики сильные, не плачут и не играют с куклами" - один из социальных стереотипов