Детская психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и условия психического развития детей.
Возрастная динамика личностного развития человека, а также его психических процессов и врожденных особенностей, вплоть до глубокой старости, изучается возрастной психологией. Детская психология занимается изучением исключительно закономерностей психического развития детей.
К первостепенным задачам детской психологии можно отнести:
Наиболее важной задачей детской психологии является – выяснить условия психического развития.
Детская психология тесно связана с общей психологией и во многом на нее опирается. При сопоставлении некоторых психических явлений в их полной, развернутой «взрослой» форме и начальных ранних стадий можно выявить перспективы и содержание процесса их становления и развития в детстве. Данные детской психологии, в свою очередь, имеют важнейшее значение для общей психологии, так как они способствуют раскрытию законов развития психических процессов и личностных свойств, а таким образом, можно изучить их динамику, структуру и содержание. Детская психология имеет тесную связь с педагогикой в целом и в частности с дошкольной педагогикой.
Ушинским К.Д. было подчеркнуто значение психологических знаний в формировании педагогической теории и практики: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Детская психология имеет тесные связи с анатомией, физиологией и гигиеной, так как развитие детской психики идет неотрывно от созревания коры больших полушарий головного мозга и от развития его нервной системы и органов чувств.
Метод – это общий подход, способ исследования какой-либо проблемы.
Выделяют всего два основных метода – наблюдение и эксперимент, каждый из которых представлен несколькими вариантами.
Наблюдение – это метод целенаправленного сбора психической информации о поведении и деятельности ребенка, для последующего их анализа и описания.
Наблюдение может быть:
Сплошное наблюдение охватывает одновременно несколько сторон поведение ребенка. Его задача – описать общую картину поведения. Фиксации подлежат только те аспекты, которые кажутся исследователю наиболее значимыми, особенно то новое, что можно заметить в ребенке в момент непосредственного наблюдения.
Выборочное наблюдение предполагает фиксирование какого-либо одного поведенческого аспекта, определенного заранее. При этом может фиксироваться поведение ребенка в каких-то естественных специально созданных ситуациях или в определенный отрезок времени.
Скрытое наблюдение предполагает, что наблюдатель будет скрыт от ребенка, либо не будет привлекать к себе его внимание. Для этого можно использовать зеркало с односторонней проницаемостью (зеркало Гизела). На сегодняшний день, скрытое наблюдение проводится посредством телевизионных установок и кинокамеры. Также оно может осуществляться привычным и незаметным для ребенка взрослым, главным условием для которого будет – не нарушать непринужденность и естественность в детском поведении.
Включенное наблюдение отличает то, что взрослый, проводящий наблюдение, не только видим для ребенка, но у принимает участие в совместных с ним действиях. Вместе с этим, он не просто занимается с ребенком или кормит его, он осуществляет процесс наблюдения, а позже записывает все важные моменты. Это достаточно сложная задача, так как необходимо не просто замечать и запоминать все поведенческие моменты, но и уметь проводить самонаблюдение, корректируя собственные действия. Часто включенное наблюдение используют воспитатели, учителя, родители и прочие взрослые, которые находятся с ребенком в постоянном контакте.
Одноразовое, или срезовое наблюдение проводится единовременно. Данный вид наблюдения дает возможность исследователю сравнить поведение разных детей, помещенных в одни и те же ситуации, и сделать вывод об особенностях их психики.
Пролонгированное, или лонгитюдиональное, или лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, возможно, на протяжении нескольких лет, и осуществляется за одной и той же группой детей. В этом исследовательском методе взрослый проводит сравнение не разных групп детей, а разных этапов в развитии одной и той же группы детей. Пролонгированное наблюдение позволяет отследить процесс появления у детей новых способностей и интересов, а также охарактеризовать различные стадии в его развитии. На успешность наблюдения влияет то, насколько четко была сформулирована цель наблюдения для исследователя и насколько ясно он себе представляет то, что он будет наблюдать.
Эксперимент – это процесс активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемых, имеющее цель – создать условия, в которые будет включен исследуемый факт.
В детской психологии используют следующие виды эксперимента:
Тесты – это стандартизированная методика исследования, которая имеет возрастные нормы, выведенные среднестатистические значения психологических функций – интеллект, достижения, личностные, проективные.
Вспомогательными методами являются: