Этапы возрастной психологии


Этапы возрастной психологии

Этап становления возрастной психологии

Многие вопросы, отвечающие проблематике возрастной психологии – качественные особенности функционирования психики на разных возрастных этапах, закономерности и механизмы развития психики, а также способы и возможности воздействия и управления развитием личности, поднимались с древнейших времен, еще в трактатах Платона и Аристотеля. Однако длительное время возрастная, как и вся психологическая мысль, развивалась в рамках философии и педагогики.

Значительным толчком для формирования собственных теорий возрастной психологии стало обоснование Дарвином принципа эволюционного развития и формирования на его основе биогенетического закона Геккелем и Мюллером. Данный закон предполагает повторяемость истории эволюции вида во внутриутробном развитии отдельного его представителя. С. Холл повел аналогию между биологическим и психологическим развитием и создал теорию рекапитуляции.

Ее основным принципом, стало то положение, что в своем психическом развитии ребенок повторяет стадии развития общества и исторические формы жизнедеятельности человека. При этом источником развития выступает эволюция инстинктов, последовательность, содержание и время развертывания которых биологически закреплено. Переживая ту или иную стадию ребенок отображает ее в виде игровых мотивов. Чем полнее он отыграет ее, тем, быстрее перейдет к следующей, им тем меньше вероятность фиксации на архаических формах психики.

Несмотря на явную несостоятельность теории Холла с точки зрения современного исследователя, она сыграла знаковую роль в становлении возрастной психологии. Теория рекапитуляции была первой цельной теорией детского развития, для ее подтверждения были проведены массовые исследования и собран огромный фактический материал. Теория легла в основу скаутского движения, а также Холлом была создана педология – научная дисциплина, интегрирующая знания о детях из других дисциплин и решающая прикладные вопросы.

Биологизаторские теории

Замечание 1

Теория Холла стала первой среди концепций биологизаторского направления, свое дальнейшее развитие она получила в работах Геззела и Бюлера.

Геззелом была разработана теория созревания. Наибольший интерес для ученого представляли ранние годы жизни ребенка, возраст, темпы и скорость образования у него новых двигательных навыков, поведенческих реакций, способов взаимодействия с окружающим миром. Для их регистрации Геззел помещал детей в условия максимально близкие к естественным и вел постоянную фото и видеофиксацию, скрытое наблюдение, в том числе через одностороннее стекло – т.н. «стенку Геззела».

Как результат Геззелом был составлен атлас психического развития ребенка включающий более трех тысяч фотографий. Источник развития ученый видел в его биологической обусловленности, которая проявляется в умении ребенка отбирать лучшее и полезное для развития из среды и таким образом компенсировать промахи в воспитании и недостатки социальных условий развития.

Замечание 2

Геззел выделял три стадии развития в зависимости от степени прироста поведения – быстрого прироста (до года), среднего (от года до трех) и медленного (от трех до шестнадцати лет).

Бюлер создал перформистскую теорию, согласно которой ребенок представляет собой достаточно аморфное существо, не имеющее внутренней стержневой потребности в развитии и активном воздействии на среду. Его развитие детерминировано биологически через наследственные задатки и способности, которые раскрываются по мере разрешения жизненных задач. С точки зрения Бюлера развитие человеческого ребенка аналогично развитию шимпанзе. Им выделялось три стадии:

  • Инстинкта
  • Дрессуры
  • Интеллекта

Стадия инстинкта выражена у человека достаточно слабо и проявляется во врожденных безусловных рефлексах. Достаточно быстро она сменяется фазой дрессуры – выработки условных рефлексов, формирования взаимосвязей между объектами удовлетворения потребностей и поведением. Именно на стадии дрессуры формируется игра.

Интеллект как высшая стадия предполагает творческое, проблемное отношение к миру, способность свершить открытие, выйти за рамки наличных знаний. Бюлер подчеркивал схожесть поведения детей и шимпанзе на данной стадии - при столкновении с новой задачей, они сначала демонстрируют тревожность и беспорядочные пробы, а затем переживают инсайт и в дальнейшем решают задачу сразу же, без напряжения.

Социальные теории развития

Замечание 3

Если первоначально интерес исследователей был сосредоточен на эволюции познавательных и двигательных способностей ребенка, развитие которых укладывалось в рамки биологических факторов, то постепенно внимание начало распространяться также на эмоциональное и духовное развитие.

Одним из первых занялся данным вопросом Дж. Болдуин, рассматривающий игру не как способ отражения более примитивных уровней психического функционирования, а как средство моделирования социальных взаимоотношений в среде взрослых, т.е. один из источников социализации личности. Болдуин хотя и не отрицает роль биологического фактора, рассматривает социальную среду как равновесную детерминанту обуславливающую складывание системы ценностей, мировоззрения, мотивов, самосознания личности.

В. Штерн создал конвергентную теорию учитывающую воздействие биологических и социальных факторов и рассматривающую их противоречие как источник развития ребенка. По Штерну ребенок обладает врожденными способностями и талантами, которые обладают тенденцией к само развёртыванию, однако опосредуются социальной средой. Ребенок потребляет из среды то, что соответствует его интересам и отвергает все то, что не отвечает потребностям.

Давление среды и несоответствие ее условий потребностям ребенка приводит к возникновению негативных эмоциональных переживаний. С точки зрения Штерна негативные эмоции выступают побудительным толчком к становлению саморазвития, сознательной деятельности ребенка, его активной позиции к окружающей среде и избирательной, преобразующей деятельности.

М. Мид исследовала влияние специфики различных культур на развитие ребенка – инкультурацию, понятие дополняющее традиционные представления о социализации. В зависимости от особенностей этнического воспитания ею были выделены три типа культур:

  • префигуративные – предвосхищающее обучение, ориентированное на будущие формы поведения.
  • кофигуративные – обучение у сверстников.
  • постфигуративные – консервативное обучение, ориентированное на традиционные формы поведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :