Теоретическая возрастная психология


Теоретическая возрастная психология

История развития возрастной психологии

Частные аспекты возрастной психологии, связанные с ее прикладным применением в рамках педагогики и воспитания, рассматривались с древнейших времен. Однако достаточно долго различным возрастным этапам, в первую очередь детству, отказывали в специфике его психологического содержания. Преобладающей являлась точка зрения, согласно которой ребенок являлся уменьшенной копией взрослого, все психические процессы которого протекают по тем же закономерностям и механизмам, просто развиты в меньшей степени, а процесс развития ассоциировался с ростом и развертыванием психической жизни.

Замечание 1

Данная установка проявляла себя не только в психолого-педагогической среде, но даже на бытовом уровне, в частности в отсутствии специальной детской одежды – последняя представляла собой уменьшенные копии одежды взрослого человека.

Однако к концу девятнадцатого, началу двадцатого века пришло поминание, в том числе благодаря успехам нейрофизиологии, анатомии, что ребенок имеет качественно иное строение и протекание психической жизни, а его функции претерпевают преобразования в рамках онтологического развития. Поиски источников, механизмов и закономерностей данного развития становятся основными вопросами возрастной психологии.

Одними из наиболее ранних являются биогенетические теории, разрабатываемые Геккелем, Мюллером, Холлом. В их рамках психологическое развитие приравнивалось к биологическому, ему приписывались те же закономерности и условия протекания. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера, согласно которому все млекопитающие в процессе внутриутробного развития проходят более ранние эволюционные стадии, лег в основу теории рекапитуляции Холла. Предполагалось, что аналогичным образом ребенок в своем психическом развитии, также проходит все стадии становления и развития психики человека и общества – от первобытной, до современности, которые отражаются как на специфике его мышления, так поведения и потребностей.

Замечание 2

В рамках биогенетического направления Келлер формирует свою трех этапную теорию развития психики, предполагающую прохождение стадий инстинкта, дрессуры и интеллекта. В ее основу легли исследования высшей нервной деятельности Павлова, а также опыты самого Келлера по развитию интеллектуальной деятельности у приматов.

Другим полюсом движения научной мысли выступали теории, опирающиеся на детерминантную роль социального фактора. Так, Клапаред подверг жесткой критике теорию Холла, на том основании, что сходство биологического и психического развития не означает их тождества. Клапаред отрицал инстинктивный характер процессов развития, и отдавал ключевую роль таким факторам как подражание и игра. Несмотря на наличие у человека определенных само развёртывающихся задатков, именно социальные факторы выступают инициаторами развития. Клапаред выделяет четыре этапа:

  • перцептивный (до двух лет),
  • словесный (от 2 до 3),
  • когнитивный (от 3 до 7)
  • собственно интеллектуальный (от 7 до 12)

Специфика последнего этапа в интеграции достижений предыдущих этапов, а также дифференциация интересов и способностей ребенка, формирования специальных знаний и навыков.

Теория Э. Эриксона

Психоаналитический подход в значительной степени способствовал актуализации и фокусировке внимания на детском возрасте, его особенностях, значении и проблемах. Наиболее всеобъемлющей психоаналитической концепцией, рассматривающей вопросы развития психики на протяжении всего онтогенеза является эпигенетическая теория Эриксона. Источником развития у Эриксона выступают социальные факторы, представляющие собой требования общества, предъявляемые индивиду на каждом возрастном этапе. Индивид, стремящийся к обретению идентичности и целостности собственного селф (Я) имеет два возможных ответа на эти требования – полное их удовлетворение или отказ.

В первом случае складывается групповая идентичность, предполагающая принятие индивида в общество, его конформность относительно правил и требований, в обмен на социальную защищенность и единство. Второй сценарий предполагает обретение эгоистической идентичности, противопоставление и борьбу с обществом, отстаивание собственных потребностей, ценностей и мотивов.

Обе альтернативы представляют собой крайние, абсолютизированные варианты развития, в то время как реальное протекание деятельности индивида находится где-то в сематическом поле между ними.

Этапы психического развития:

  • От 0 до 1 года – оральный этап, разрешение противоречия доверия/недоверия к миру.
  • От 1 до 3 лет – анальный этап, разрешение противоречия между самостоятельностью и стыдом, сомнениями.
  • От 3 до 7 лет – фаллический этап, разрешения противоречия между инициативностью и чувством вины.
  • От 7 до 12 лет – первая латентная стадия, разрешение противоречия между достижениями и неполноценностью.
  • От 12 до 16 лет – вторая латентная стадия, разрешение противоречия между идентичностью и диффузией идентичности.
  • От 16 до 22 лет – стадия интимности и изоляции.
  • От 22 до 60 лет – период взрослости, разрешение противоречия творчества/застоя.
  • После 60 лет – период старости и переосмысления жизненного пути – позитивность/разочарования.

Отечественная возрастная психология

Развитие отечественной психологической мысли строилось на базе философии диалектического материализма, что особенно сильно отразилось в осмыслении именно возрастной психологии и взглядах на развитие психики вообще. Взгляды отечественных ученых – Выготского, Леонтьева, Эльконина, Гальперина и др. на развитие психики выстраивались с учетом таких общих закономерностей развития, как диалектическая противоречивость, взаимный переход количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

Благодаря этому подчеркивался неравномерный, гетерохронный и проблемный характер развития психики в онтогенезе, чередование стадий накопления опыта с кризисами, в рамках которых формируются качественные новообразования. Становление новых функций, как отмечает Выготский, неизбежно связано с деградацией, угасанием прежних форм существования психики, что и обуславливает качественные отличия психики ребенка и взрослого.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :