Частные аспекты возрастной психологии, связанные с ее прикладным применением в рамках педагогики и воспитания, рассматривались с древнейших времен. Однако достаточно долго различным возрастным этапам, в первую очередь детству, отказывали в специфике его психологического содержания. Преобладающей являлась точка зрения, согласно которой ребенок являлся уменьшенной копией взрослого, все психические процессы которого протекают по тем же закономерностям и механизмам, просто развиты в меньшей степени, а процесс развития ассоциировался с ростом и развертыванием психической жизни.
Данная установка проявляла себя не только в психолого-педагогической среде, но даже на бытовом уровне, в частности в отсутствии специальной детской одежды – последняя представляла собой уменьшенные копии одежды взрослого человека.
Однако к концу девятнадцатого, началу двадцатого века пришло поминание, в том числе благодаря успехам нейрофизиологии, анатомии, что ребенок имеет качественно иное строение и протекание психической жизни, а его функции претерпевают преобразования в рамках онтологического развития. Поиски источников, механизмов и закономерностей данного развития становятся основными вопросами возрастной психологии.
Одними из наиболее ранних являются биогенетические теории, разрабатываемые Геккелем, Мюллером, Холлом. В их рамках психологическое развитие приравнивалось к биологическому, ему приписывались те же закономерности и условия протекания. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера, согласно которому все млекопитающие в процессе внутриутробного развития проходят более ранние эволюционные стадии, лег в основу теории рекапитуляции Холла. Предполагалось, что аналогичным образом ребенок в своем психическом развитии, также проходит все стадии становления и развития психики человека и общества – от первобытной, до современности, которые отражаются как на специфике его мышления, так поведения и потребностей.
В рамках биогенетического направления Келлер формирует свою трех этапную теорию развития психики, предполагающую прохождение стадий инстинкта, дрессуры и интеллекта. В ее основу легли исследования высшей нервной деятельности Павлова, а также опыты самого Келлера по развитию интеллектуальной деятельности у приматов.
Другим полюсом движения научной мысли выступали теории, опирающиеся на детерминантную роль социального фактора. Так, Клапаред подверг жесткой критике теорию Холла, на том основании, что сходство биологического и психического развития не означает их тождества. Клапаред отрицал инстинктивный характер процессов развития, и отдавал ключевую роль таким факторам как подражание и игра. Несмотря на наличие у человека определенных само развёртывающихся задатков, именно социальные факторы выступают инициаторами развития. Клапаред выделяет четыре этапа:
Специфика последнего этапа в интеграции достижений предыдущих этапов, а также дифференциация интересов и способностей ребенка, формирования специальных знаний и навыков.
Психоаналитический подход в значительной степени способствовал актуализации и фокусировке внимания на детском возрасте, его особенностях, значении и проблемах. Наиболее всеобъемлющей психоаналитической концепцией, рассматривающей вопросы развития психики на протяжении всего онтогенеза является эпигенетическая теория Эриксона. Источником развития у Эриксона выступают социальные факторы, представляющие собой требования общества, предъявляемые индивиду на каждом возрастном этапе. Индивид, стремящийся к обретению идентичности и целостности собственного селф (Я) имеет два возможных ответа на эти требования – полное их удовлетворение или отказ.
В первом случае складывается групповая идентичность, предполагающая принятие индивида в общество, его конформность относительно правил и требований, в обмен на социальную защищенность и единство. Второй сценарий предполагает обретение эгоистической идентичности, противопоставление и борьбу с обществом, отстаивание собственных потребностей, ценностей и мотивов.
Обе альтернативы представляют собой крайние, абсолютизированные варианты развития, в то время как реальное протекание деятельности индивида находится где-то в сематическом поле между ними.
Этапы психического развития:
Развитие отечественной психологической мысли строилось на базе философии диалектического материализма, что особенно сильно отразилось в осмыслении именно возрастной психологии и взглядах на развитие психики вообще. Взгляды отечественных ученых – Выготского, Леонтьева, Эльконина, Гальперина и др. на развитие психики выстраивались с учетом таких общих закономерностей развития, как диалектическая противоречивость, взаимный переход количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.
Благодаря этому подчеркивался неравномерный, гетерохронный и проблемный характер развития психики в онтогенезе, чередование стадий накопления опыта с кризисами, в рамках которых формируются качественные новообразования. Становление новых функций, как отмечает Выготский, неизбежно связано с деградацией, угасанием прежних форм существования психики, что и обуславливает качественные отличия психики ребенка и взрослого.