Стратегии возрастной психологии


Стратегии возрастной психологии

Методы и стратегии исследования

Традиционным методом исследования для возрастной психологии является наблюдение. В то время как в общей психологии до второй половины девятнадцатого века преобладало самонаблюдение – интроспекция, в рамках возрастной психологии, прежде всего исследования детей, данный метод был малопригоден. С одной стороны, это обуславливало значительный дефицит исследовательских данных, даже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, известный отечественный педолог Рыбников отмечает, что психическая жизнь ребенка до 5-6 летнего возраста науке практически незнакома.

С другой стороны, необходимость внешнего наблюдения положительно влияла на качество и объективность получаемых данных, фиксировались в первую очередь сами поведенческие и эмоциональные особенности ребенка, которые затем уже обрастали интерпретациями. И все же несмотря на огромную значимость для науки, пригодность первоначальных наблюдений была невысока.

Наиболее распространенной формой источника данных становились родительские дневники – как правило любительские записи родителей о ходе психофизиологического развития ребенка, его поведенческих и эмоциональных особенностях, динамики владения речью и т.д. На основании данных дневников были сделаны значимые выводы о неравномерности детского развития, наличия этапов как ускоренного, так и замедленного темпа, сочетания тенденций прогресса и регресса отдельных психических функций.

В тоже время родительские дневники велись не регулярно, без какой-либо четкой целевой установки, поведенческие проявления фиксировались выборочно, делался акцент на личностно значимых аспектах и событиях в жизни ребенка. Все это не позволяло подвергнуть данные дневников строгой обработке, сопоставить их между собой.

Внедрение и распространение эксперимента в психологической исследовательской практике стало значимой альтернативой наблюдению, обозначило возможность исследовать отдельные проявления и качества жизни ребенка в специально-организованных условиях, исключающих момент случайности и влияния неучтенных факторов.

Обладая весомыми преимуществами, эксперимент накладывал и определенные ограничения на распространение собственных результатов. Искусственная обстановка и изолированность исследуемых качеств в отрыве от реального, жизненного контекста их реализации, подвергали сомнению валидность его результатов. Как варианты преодоления данных ограничений были разработаны естественный (Лазурский) и формирующий (Выготский) эксперимент.

В настоящее время в возрастной психологии можно выделить следующие стратегии исследования:

  • стратегия наблюдения
  • стратегия констатирующего эксперимента
  • стратегия формирующего эксперимента

Наблюдение

Определение 1

Научное наблюдение – это метод строгой фиксации заранее определенных объектов наблюдения в ситуациях их возможного проявления.

Научное наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану и требует значительной подготовительной работы. Наблюдатель должен поставить цель, подготовить схему наблюдения, форму отчётности, обеспечить естественные условия наблюдения и невмешательство в деятельность объекта наблюдения.

Наблюдение позволяет собрать богатый фактический материал о поведенческих, эмоциональных, когнитивных особенностях испытуемого, однако его цели лежат дальше в выявлении закономерностей и процессов внутренней психической жизни субъекта, которые внешнему наблюдению к сожалению, недоступны.

В зависимости от типа наблюдение может быть:

  • сплошным – когда фиксируются все проявления объекта на протяжении всего времени наблюдения.
  • выборочным – когда фиксации подлежат определенные акты испытуемого в определенные промежутки времени.

Метод наблюдения широко использовался в первой половине двадцатого века и часто оставался основным методом исследования. На основании данных наблюдения созданы периодизации психического развития ребенка, в особенности раннего, дана характеристика кризисов и новообразований.

Основными недостатками является высокая трудоемкость и ненадежность метода. Наблюдение требует значительного времени, исследователь занимает пассивную позицию в ожидании необходимого проявления. Высока вероятность пропуска ожидаемого поведения, как из-за утомляемости самого наблюдателя, так и в следствии его смешения с другими поведенческими актами. Значителен уровень субъективности при интерпретации поведения и ограничены возможности математической обработки данных.

Замечание 1

В настоящее время наблюдение используется как правило на предварительном этапе, для выбора объекта исследования.

Эксперимент

Определение 2

Экспериментальный метод предполагает исследование в заранее заданных, искусственно инициированных условиях, в которых возникает возможность измерить интенсивность интересующего признака и выявить его взаимосвязи с другими переменными.

Как и наблюдение экспериментальный метод не способен напрямую выявлять и взаимодействовать с психическими явлениями, вместо них регистрации и учету поддаются переменные – поведенческие эквиваленты тех или иных процессов. Переменными могут выступать поведенческие акты, результаты деятельности, особенности физиологических реакций, речевые самоотчеты испытуемых.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственных условий. Он позволяет максимально полно контролировать воздействующие на испытуемые условия и исследовать интересующие качества в изолированном виде.

Естественный эксперимент более мягок. Исследователь изначально выбирает такую естественную ситуацию или деятельность в которой необходимое качество проявляется наиболее ярко и отчетливо, после чего искусственно воссоздает ее в естественных, привычных для испытуемых условиях. Например, дидактическая игра в детском саду.

Формирующий эксперимент ставит своей целью достижение поставленных результатов развития определенной психической функции при помощи теоретически обоснованной модели. Если по результату исследования наблюдается устойчивый и повторяемый рост психического развития, достижение необходимых результатов делается вывод о соответствии модели реальной специфике складывания процесса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :