Принципы возрастной психологии


Принципы возрастной психологии

Общефилософские принципы возрастной психологии

Возрастная психология опирается на ряд общефилософских принципов:

  • Принцип всеобщей связи. Суть данного принципа состоит в необходимости учета при изучении психического явления, всей совокупности фактов, которые его касаются, а также иерархии связей элементов структуры этого явления, выделение в них главных и второстепенных черт.
  • Принцип развития – ориентирует на рассмотрение психики человека, а также его окружения при закономерных изменениях, то есть в процессе развития, в динамике. Объект возрастной психологии – человек, являющийся субъектом саморазвития, деятельности, личностных и общественных отношений.
  • Принцип единства теории практики – данный принцип обусловлен особенностями взаимоотношений человека и окружающего мира. Человеческая деятельность заключается в теоретико-практическом усвоении и преобразовании внешнего мира. Данным принципом раскрывается диалектика движения к истине человеческого знания, констатируя некоторую роль при познании практики, являющейся критерием истинности теоретических положений.
  • Принцип конкретно-исторического подхода к анализу явлений – в соответствии с данным принципом, все предметы и явления должны быть рассмотрены в контексте их конкретных исторических связей и отношение, то есть, как возникли, функционируют, развиваются и отмирают состояния, которые на сегодняшний день обуславливаются особенностями их предыдущего развития.

Общенаучные принципы

К общенаучным принципам возрастной психологии можно отнести:

  1. Принцип дополняемости – чтобы полностью описать психические явления, необходимо наличие двух взаимоисключающих классов понятий, каждый из которых может быть применим в особых условиях, а их совокупность нужна, чтобы описать целостность этих явлений. Психологическое познание внутреннего мира человека должно базироваться на следующих методологических позициях:

    • позитивность, предполагающая ориентацию на доброе, нравственное и духовное начала в человеческой личности, и в целом в отношениях между людьми;
    • конструктивность и жертвенность - полноценным психологическим знанием предусмотрены пути и средства по совершенствованию внутреннего мира человека.
  2. Принцип самоорганизации – психика, являясь нелинейной открытой системой, содержит в себе процессы спонтанного и упорядоченного расположения функциональных структур, к которым относят необратимость и многовариантность становления и развития психики человека, возможности к неожиданных изменений в темпе и направлении течений и процессов, наличие точек бифуркации.

  3. Принцип инвариантности – переходя между психологическими теориями, предыдущее свойство инвариантно.
Замечание 1

Реализация названных общенаучных принципов дает возможность адекватного познания психологических феноменов возрастного развития личности.

Методологические принципы возрастной психологии

Основываясь на общефилософских и общенаучных принципах, были сформулированы методологических принципы возрастной психологии.

Принцип детерминизма – психика в качестве идеального реально существующего образования характеризуется собственной специфической детерминацией, которая имеет ряд значительных отличий от детерминации внутри материального и социального мира. Данный принцип в возрастной психологии дает возможность выяснить причины психических явлений, их динамики и развития.

Принцип единства психики и деятельности – в данном принципе раскрывается сложная диалектика сознания и деятельности в качестве особого типа активности личности. В любой деятельности предполагается наличие цели, условий, способов и средств по ее достижению, определенный результат цели, мотивы, а также система саморегулирования.

Принцип единства личности и ее жизнедеятельности – данный принцип методологически расширяет принцип единства психики и деятельности, то есть личность проявляется, развивается и воспитывается в индивидуальной системе жизнедеятельности.

Принцип личностного подхода – в соответствии с данным принципом психическое явление, проявляемое в деятельности, а также сама эта деятельность и составляющие ее элементы не могут быть корректно поняты, если не учитывать их личностную обусловленность. В данном принципе личность рассматривается как целостная система внутренних условий, которыми опосредуются все внешние воздействия.

Принцип развития психики – качества личности закладываются в игре и учебной деятельности, а расцветают в трудовой и творческой типах деятельности. Данный принцип позволяет рассматривать психику не как что-то данное и неизменное, а как продукт развития и деятельности на разных этапах личностного становления.

Принцип саморазвития – заключается в признании приоритета индивидуального будущего любой личности над ее прошлым. Данным принципом предполагается поиск причин душевных явлений, для которых прошлое личности – это предпосылка, благоприятствующая формированию одних целей и угнетению других.

Принцип субъектности – субъект – это лицо, которое способно вступать в особый тип отношений как с собой, так и с окружающим миром, обращаться к самому себе, заниматься самоанализом, самосовершенствованием и саморазвитием.

Принцип системности – рассматривает психические образования как совокупность элементов, которые находятся в определенной зависимости от других, оказывает на них воздействие, порождая и относительно самостоятельные образования высшего порядка. Данный принцип дает возможность более глубокого анализа взаимодействия структурных элементов личности, выявление основных закономерностей данного взаимодействия, а также целостного описания процесса развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :