Практическая возрастная психология – это одна из отраслей практической психологии, которая призвана оказывать психологическую помощь клиентам посредством использования методов теоретической возрастной психологии.
Клиентами практического возрастного психолога являются родители, которые обращаются к психологу в связи с психологическими проблемами своих детей или проблемами в сфере детско-родительских отношений. Сами дети и подростки обращаются в психологу за помощью, если имеют какие-то проблемы. Люди других возрастных категорий обращаются к возрастному практическому психологу, если центром их запроса выступают объективные и субъективные трудности, которые возникли из-за проблем при прохождении нормативных возрастных кризисов.
Организационные формы существования практической возрастной психологии это:
Практическому психологу должен быть характерен определенный уровень ответственности. В первую очередь, он должен ответственно соблюдать психолого-педагогические условия, которые являются наиболее благоприятными для процессов психического или личностного развития каждой детской личности на любом этапе дошкольного и школьного периодов детства. Также возрастной психолог должен отчетливо понимать то, что возрастные особенности детей не так легко поддаются учету, но при этом активно формируются и служат в качестве основы для дальнейшего развития ребенка.
Каждый из возрастных периодов является сензитивным относительно развития определенного набора свойств психики, а также психологических личностных качеств, а поэтому, и относительно определенного типа воздействия. Поэтому на каждом возрастном этапе к ребенку необходим особый подход. Именно при полноценном проживании ребенком нынешей возрастной ступени он будет готов к переходу на следующий возрастной этап.
Разрабатывая необходимые для развития ребенка условия, следует опираться на обоснованный Выготским Л.С. принцип зоны ближайшего развития. Использование данного принципа в процессе создания психолого-педагогических программ дает возможность спроектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшем будущем.
В содержание работы должно быть включено изучение и развитие способностей, склонностей и интересов ребенка, с учётом особенности его возраста и специфики образовательного учреждения – детского сада, школы, интернета, детского дома и пр.
Психологическое просвещение – это процесс приобщения взрослых, к которым относятся воспитатели, учителя, родители, а также и детей к психологическим знаниям.
Основным смыслом психологического просвещения является:
Формы работы по психологическому просвещению могут быть разнообразны: лекции, семинары, беседы, выставки, литература и пр. Содержание любой из этих форм работы должно быть обеспечено психологом таким образом, чтобы они не были абстрактно-теоретическими, а в качестве предмета обсуждения брали конкретные проблемы в данном образовательном учреждении с данным контингентом детей, то есть они должны наглядно демонстрировать, что психологические знания непосредственно взаимодействуют с решением конкретного перечня трудностей в обучении и воспитании детей разного возраста.
Психологическая профилактика – это специализированная разновидность деятельности возрастного психолога, которая направляется на сохранение, укрепление и развитие детского психологического здоровья на любом этапе дошкольного и школьного детства.
Задачей психодиагностики является: предоставить информацию, касающуюся индивидуально-психических особенностей каждого ребенка, которая была бы полезна им самим, а также тем, кто с ними работает, то есть учителям, воспитателям и родителям.
Психологическая коррекция – это разновидность психолого-педагогической деятельности, направленной на исправление определенных черт развития психики, которые по определенной системе критериев не соотносятся с гипотетической оптимальной моделью этого развития, нормой или возрастным ориентиром в качестве идеального варианта развития ребенка на какой-то онтогенетической ступени.
Также практический раздел возрастной психологии занимается оптимальной организацией учебно-образовательной деятельности, а также системы непрерывного образования, включая образование, ориентированное на людей среднего и пожилого возраста.