Методы исследования, применяемые в возрастной психологии, крайне специфичны при их использовании в работе с детьми.
Первая группа методов – организационные, включающие сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
На сегодняшний день сравнительный метод широко применяют в общепсихологических исследованиях (при сопоставлении разных групп испытуемых или выборок), в социальной психологии (при сопоставлении разных типов малых групп), в патопсихологических исследованиях и дефектологии (для сравнения больных и здоровых детей). В возрастной психологии сравнительный метод используют в двух видах: как метод возрастных, или поперечных срезов и лонгитюдных, или продольных исследований. Сравнительно-возрастной метод является сопоставлением отдельных особенностей возрастных периодов, чтобы выявить динамику подлежащего изучению процесса психики.
Вторая, самая обширная, группа состоит из эмпирических методов добычи научных знаний. Эта группа включает:
Особенно активно наблюдение используют в ходя изучения развития ребенка, Анри Валлон, известный французский психолог, отмечал бесспорное превосходство данного метода, подчеркнув его исключительность в изучении периода раннего детства.
Эмпирические методы в работе с детьми и подростками применяются обычно в привычных им условиях – в детском саду или школе. Поэтому естественный эксперимент нередко используют в рамках возрастной и педагогической психологии, осуществляя его в форме игры, трудовой или учебной деятельности ребенка. Специфика возрастной психологии – формирующий эксперимент, позволяющий создать специфические условия для изучения динамики развития особенностей психики при целенаправленном их формировании.
Третья группа включает методы обработки полученных данных. Они включают количественный (статистический) и качественный анализы, то есть дифференциацию материала по группам, вариантам, характеристику случаев, когда были наиболее полно выражены типы и варианты, а также исключения.
Четвертая группа состоит из интерпретационных методов. Они включают генетический и структурный методы. Генетический метод дает возможность интерпретации всего обработанного материала исследования в характеристиках процесса развития, выделив при этом фазы, стадии и критические моменты в развитии психических новообразований. Генетическим методом устанавливаются вертикальные генетические связи между разными уровнями развития. Структурным методом предопределяются горизонтальные структурные связи между характеристиками личности, которые были изучены.
Основным методом исследования для психологии развития и возрастной психологии, является метод сбора фактов, выявления тенденций, динамики психического развития, разворачивающегося во времени.
Наблюдение – это процесс целеустремленного и планомерного восприятия объекта наблюдения с целью систематизировать факты и сформулировать выводы.
Методом наблюдения, как научным и объективным, предполагается планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях каждодневной жизни индивида. Чтобы осуществить научное наблюдение необходимо соблюдать ряд условий:
Эксперимент – это целенаправленное и продуманное создание искусственной ситуации, в которой выделяется изучаемое свойство и подвергается оцениванию.
Принято выделять лабораторный и естественный тип эксперимента.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с использованием специализированной аппаратуры, направлен он на изучение определенного свойства личности или поведения индивида в конкретных условиях. Работу испытуемого определяет четкая инструкция. Лабораторный эксперимент требует строгого контроля зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайне затруднительный перенос результатов на реальную действительность.
Чтобы организовать естественный эксперимент необходимо решить вопрос относительно выбора тех типов деятельности, которым характерно проявление всех типических и индивидуальных черт испытуемых. Метод тестирования
Тестирование – метод психологической диагностики, в котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений.
Известно три основные сферы тестирования:
Известно несколько классификаций тестов: