История возрастной психологии


История возрастной психологии

История развития возрастной психологии

Возрастная психология как отдельная научная отрасль выделилась и оформилась в самостоятельную область знаний только в конце XIX – начале ХХ века. В 1882 году увидела свет книга Прайера под названием «Душа ребенка», именно в ней он представил ряд систематических научных исследований психического развития в детском возрасте.

Замечание 1

Несмотря на проведение наблюдений за развитием ребенка еще задолго до выхода в свет книги В. Прейера, его приоритет определен обращением к изучению самых ранних периодов жизни ребенка, то есть от самого рождения до 3-ех летнего возраста, и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения.

Первый этап

Первый этап занимает период от конца XIX века – начала ХХ века. Учеными были собраны и накоплены конкретные данные, ряд эмпирических сведений о психическом развитии ребенка в детском возрасте. Они старались найти ответ на вопрос, что происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности у ребенка начинают проявляться новые умения, определенные типы компетентностей в том или ином отношении. На данном этапе было принято использовать методы наблюдения и констатации явления, представителями данного направления выступают Дарвин, Прейер и Гезелл.

Теория эволюции Дарвина оказала огромное воздействие на становление психологии как науки. Открытие данной теории означало расширение предмета психологической науки, включение в него нового объема проблем, направленного на исследование вопросов взаимосвязи морфологии с функциями, поведением, сознанием и пр. Однако самая большая роль принадлежит тому факту, что с теорией эволюции в психологии появилось два новых постулата, касающихся адаптации в качестве главное детерминанты, которой определяется психическое развитие, а также генезиса психики, то есть того, что все процессы психики не могут появляться в готовом виде, а проходят ряд определенных и закономерных этапов в собственном развитии. Фактически это и является двумя постулатами детской психологии.

Второй этап

Учеными были систематизированы и выявлены некоторые общие закономерности психического развития. К ним относятся: Холл с теорией рекапитуляции, Гезелл и разработанная им теория созревания, Термен, разработавший нормативную традицию изучения детей.

Принцип рекапитуляции в значительной мере воздействовал на идею развития в психологической науке. Под ее воздействием американским ученым С. Холлом была создана первая цельная теория психического развития в детском возрасте. Он занимался изучением психики детей, давая ответ на общественный запрос относительно реорганизации школьного образования, а также системе воспитания в США. Для этого им был использован метод анкетирования, он разрабатывал для учителей, родителей и детей-подростков специальные анкеты-опросники. Ученый хотел выяснить каким образом дети представляют себе окружающим природный мир, какие чувства они испытывают в различных ситуациях, какие самые ранние воспоминания у них сохранены и как они относятся к окружающим их людям. Холлом было собрано и статистически обработано несколько тысяч анкет. Также им были проанализированы детские игры, страхи, речь, он сравнил рисунки детей с древней наскальной живописью. Но основании всех обработанных материалов он постарался реконструировать целостную картину психической жизни детей на разных возрастных этапах.

В 1881 году Холлом была возглавлена кафедра психологии и педагогики в Балтиморском университете, где он основал первую американскую психологическую лабораторию.

Замечание 2

Именно этим объясняется почему США считается родиной педологии - науки, объект изучения которой, – ребенок, а основной вопрос – выяснить природу его развития.

Теория С. Холла первой приобрела широкую огласку и стала первой популярной концепцией развития ребенка, которая и побудила у других исследователей интерес к этой проблематике. Значение работ Холла заключается в том, что это представляется поиском закона и логики развития. Он предпринял попытку демонстрации определенной взаимосвязи между историческим, социальным и индивидуальным развитием любого человека, а также установить точные параметры, что до сих пор не удалось сделать ученым во всем мире.

Третий этап

20-30 годы ХХ века. Ученые занимались изучением поведения ребенка с точки зрения классического бихевиоризма. Ученые пытались устанавливать детские реакции на разных возрастных ступенях на ряд идентичных стимулов, описывая различия в реагировании на особенности внешней среды.

Ученые занимались исследованием вопросов относительно факторов, условий и движущих сил развития. На данном этапе была разработана теория З. Фрейда, Э. Эриксона. Методы кросс-культурного исследования, а также ряд экспериментально-генетические исследования.

Возрастная психология взаимосвязана со всеми известными областями психологии, к которым относят:

  • генетическую психологию – исследует механизмы психики и поведения, которые были унаследованы ребенком от родителей, изучая их генотипическую обусловленность;
  • психофизиологию – науку о связи психических переживаний и физиологических процессов, лежащих в их основе. Она занимается изучением индивидуальных особенностей человека, которые делают его уникальным;
  • дифференциальную психологию – изучает индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других;
  • социальную психологию – рассматривающую взаимоотношения людей внутри социума, то есть в школе, институте, на работе, в семье и пр. Знания данной отрасли психологии очень важны для корректной организации результативного воспитательного процесса;
  • педагогическую психологию – изучает процессы обучения и воспитания, создает новые их методы с учетом особенностей каждого возраста;
  • медицинскую психологию – к которой также можно отнести патопсихологию и психотерапию – изучает ряд отклонений, возникающих в психике и человеческом поведении от общепринятой нормы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :