Возрастная психология по Выготскому


Возрастная психология по Выготскому

Основные положения Л. С. Выготского

Л. С. Выготский рассматривал возрастные особенности психики и ее становления в рамках культурно-исторической теории, особое внимание уделяя периоду детства.

Определение 1

Детство – это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу.

Проблему возрастной периодизации Л. С. Выготский называл центральной и считал, что ее реальное основание необходимо искать во внутренних изменениях самого развития, его специфики и динамики в различных временных периодах, которые и позволяют выделить собственно возраста. В культурно-исторической теории ученый выдвинул на передний план идею изучения психологического возраста, который реализуется под влиянием двух важных факторов, а именно социальная ситуация развития и новообразования.

При этом под социальной ситуацией развития понимается особенности взаимодействия личности с окружающей социальной средой и развитие мотивационно-потребностной сферы, а под новообразованиями – психические изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к себе и окружающим.

Закономерности и периодизация возрастного развития

Выготский считал, что периоды развития не являются линейными, они представляют собой чередование стабильности и кризисов. В период стабильности личность развивается медленно и эволюционно, в то время как в период кризиса развитие происходит бурно, особенно обостряются некоторые черты личности. Кризисы имеют положительное значение, несмотря на их тяжелое переживание индивидом, прежде всего за счет появления важного новообразования, которое заставляет отказаться от старой социальной ситуации развития и двигаться вперед. Таким образом, с точки зрения Выготского, кризисы содержат в себе разрушительные и созидательные тенденции.

При этом Выготский подчеркивал, что появление новообразований всегда связано с отмиранием старого, может наблюдаться в том числе регрессия. Данный процесс больше всего сконцентрирован на периодах кризиса. Например, в кризисе 13 лет происходит снижение уровня умственной работы по причине изменения установки с наглядности к методам понимания и дедукции.

Согласно Л.С. Выготскому возрастная периодизация представлена следующим образом:

  • кризис новорожденности.
  • младенческий возраст (2 мес. — 1 год).
  • кризис одного года.
  • раннее детство (1 год — 3 года).
  • кризис 3 лет.
  • дошкольный возраст (3 года—7 лет).
  • кризис 7 лет.
  • школьный возраст (8 лет—12 лет).
  • кризис 13 лет.
  • пубертатный возраст (14 лет—18 лет).
  • кризис 17 лет.

Развитие взглядов Л. С. Выготского

Дальнейшее развитие представления о возрастной периодизации получили в трудах Д.Б. Эльконина. Эльконин расширяет взгляды Выготского выделяя наряду с системой «ребенок - общественный взрослый», которая представляет собой социальную ситуацию развития, систему «ребенок – общественный предмет». Ребенок овладевает деятельностью и выступает как активный субъект деятельности, в процессе этой деятельности у него и появляются психические новообразования.

Детство с точки зрения Эльконина представляет собой период изменения ребенком своего отношения к людям и отношения людей к нему, т.е. изменения своего места в обществе. Помимо социальной ситуации развития и новообразований, про которые писал Выготский, Эльконин выделяет характеристику ведущего вида деятельности, специфичную для каждого возраста. Само понятие ведущей деятельности он заимствовал у А.М. Леонтьева и использовал его как критерий психологического возраста.

Определение 2

Ведущий вид деятельности – это деятельность, в рамках которой происходит возникновение и дифференциация других видов деятельности (например, элементы обучения в игре), происходит перестройка частных психических процессов, а также изменение личности.

Возрастная периодизация согласно Эльконину представлена следующими этапами и присущими им ведущей деятельностью:

  1. кризис новорожденности (0-2 мес.): социальная улыбка как начало психической жизни;
  2. младенчество (2 мес. – 1 год): непосредственно эмоциональное общение, завершается кризисом прямохождения;
  3. раннее детство (1-3 года): предметно-манипулятивная деятельность, завершается кризисом самосознания, происходит переживание самостоятельности ребенком, его вычленение себя и отделение от родителя;
  4. дошкольное детство (3-7 лет): игра, как способ опосредованного усвоения взрослой деятельности, завершается кризисом 7 лет, в ходе которого происходит генерализация и переоценка внутреннего опыта и выстраивание системы собственно психологической жизни ребенка;
  5. младший школьный возраст (7-10 лет): учебная деятельность, завершается предподростковым кризисом, связанным с становлением подлинной самооценки, развитием рефлексии;
  6. подростковый возраст (11-15 лет): интимно-личностное общение среди ровесников, завершается кризисом становления, в рамках которого происходит самоопределением, вызревание ценностей и мировоззренческих установок;
  7. юность (ранняя 15-17 лет, поздняя 17-21 год): учебно-профессиональная деятельность, завершается кризисом взрослости, выходом из родительской семьи;
  8. взрослость (молодость и вхождение в зрелость – 20-30 лет, средняя взрослость – 30-60 лет): труд, спектр на труде, семье, общении, максимальная реализация сил;
  9. нормативные кризисы зрелости: кризис 30 – коррекция плана жизни, кризис 40 – осознание утраты молодости, кризис 50 – предпенсионный кризис;
  10. взрослость (старение 60-75 лет и старость 75-90 лет, долгожительство – свыше 90 лет): передача жизненного опыта, хобби, постепенный отказ от активности;
  11. кризис индивидуального существования: смерть как последнее критическое событие в жизни.

Таким образом, у Эльконина в центре внимания находится не столько сама внутренняя психическая жизнь личности, сколько система отношений с окружающим миром, прежде всего детей со взрослыми. Эльконин также высказал важное предположение о том, что в онтогенезе происходит чередование одних возрастов, в которых происходит развитие потребностно-мотивационной сферы, с другими, в которых затем развивается деятельность операционально-техническая. В целом, установки Эльконина относительно возрастной периодизации заключаются, по мнению исследователей, в следующем: созидательность в отличие от адаптивности детской жизни, принципиальная общественность, а также переходный, развивающийся характер возрастных периодов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :