Проблемой психического развития занимался Петровский Артур Владимирович, который рассматривал развитие любой личности в качестве процесса интеграции ее в различные социальные группы.
Становление личности определяют особенности взаимоотношений ребенка и членов референтной группы. Референтная группа имеет большее значение для ребенка в сравнении с остальными, так как он принимает именно ценности данной группы, моральные нормы и типологию поведения. На каждой возрастной ступени он включается в новый тип социальной группы, которая превращается для него в референтную группу. Сначала такой группой является семья, затем группа в детском саду, класс в школе, неформальные объединения подростков и т.д. Любая такая группа характеризуется собственным типом деятельности или набором деятельностей, а также особым стилем общения. Именно тип «деятельностно-опосредованных» взаимоотношений ребенка и группы оказывает влияние на формирование детской личности.
Когда ребенок переходит в новую стабильную группу, в первую очередь он приспосабливается к ней, то есть он усваивает действующие в этой группе нормы, овладевает формами и средствами принятых типов деятельности, которыми овладевают другие члены группы. Ему необходимо быть таким, как все. Выделяют несколько фаз личностного становления в составе социальной группы:
Каждый этап развития личности внутри группы имеет ряд своих специфических трудностей. Если ребенок не может преодолеть адаптационные трудности, то у него могут отмечаться следующие качества личности:
Если трудности второй группы не поддаются преодолению, а индивидуальные черты ребенка отвергаются группой, то это вызывает развитие негативизма, агрессивности и подозрительности, подозрительности и неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция внутри группы может приводить или к тому, что ребенок будет вытеснен из группы, либо изолирован внутри группы, и потеряет возможность покинуть ее. Напротив, при успешной интеграции ребенка в группу высокого уровня развития, то есть коллектив, у него формируется такое свойство личности, как коллективизм.
Ребенок может быть членом просоциальной и асоциальной группы. В последнем случае у ребенка могут развиваться соответствующие асоциальные черты личности.
На протяжении всего своего жизненного пути, ребенок входит в состав групп, различных по своим социально-психологическим характеристикам. Он может быть одновременно членом разных групп. Так, если его полностью приняла одна референтная группа, то он может оказаться отвергнутым другой группой. Недостаточно стабильная социальная среда может усложнять процесс личностного развития ребенка. Тем не менее на разных возрастных этапах ребенок последовательно будет проходит через различные социальные группы и ситуации успешного или неуспешного прохождения адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате формируется достаточно стабильная структура личности человека.
На каждом из возрастных этапов, в определенной социальной среде ребенок проходит в своем развитии три фазы личностного становления.
Если на каком-то этапе фаза интеграции не прошла успешно, то на следующей стадии адаптация будет затруднена. Таким образом формируются условия для кризисов в личностном развитии.
В периодизации возрастного развития, Петровский А.В. выделял следующие периоды:
Первые три периода представляют собой эпоху детства, в которой процесс адаптации является преобладающим над процессами индивидуализации личности. Эпоха отрочества, то есть период среднего школьного возраста, характеризуется доминированием процесса индивидуализации над процессами адаптации. Эпохе юности, то есть периоду старшего школьного возраста характерно доминирование процесса интеграции над процессами индивидуализации. Также специфической особенностью юности является процесс личностного развития в высокоразвитых группах, причем как положительной, так, возможно, и отрицательной ориентации. Устойчивая позитивная интеграция обеспечивает процесс вхождения личности в группу высшего уровня развития, или при переходе человека в новую общность, или как результат объединения этой же группы школьников вокруг деятельности, которая их интересует, общих ценностей или целей, который с этого момента начинают опосредствовать их межличностные отношения.
Иными словами, в соответствии с А. В. Петровским, детство – это преимущественно процесс приспособления ребенка к окружающей его социальной среде, а отрочество – период проявления своей индивидуальности. В юности же ребенок интегрируется в общество.