Возрастная психология Петровского


Возрастная психология Петровского

Фазы психического развития по А. В. Петровскому

Проблемой психического развития занимался Петровский Артур Владимирович, который рассматривал развитие любой личности в качестве процесса интеграции ее в различные социальные группы.

Становление личности определяют особенности взаимоотношений ребенка и членов референтной группы. Референтная группа имеет большее значение для ребенка в сравнении с остальными, так как он принимает именно ценности данной группы, моральные нормы и типологию поведения. На каждой возрастной ступени он включается в новый тип социальной группы, которая превращается для него в референтную группу. Сначала такой группой является семья, затем группа в детском саду, класс в школе, неформальные объединения подростков и т.д. Любая такая группа характеризуется собственным типом деятельности или набором деятельностей, а также особым стилем общения. Именно тип «деятельностно-опосредованных» взаимоотношений ребенка и группы оказывает влияние на формирование детской личности.

Когда ребенок переходит в новую стабильную группу, в первую очередь он приспосабливается к ней, то есть он усваивает действующие в этой группе нормы, овладевает формами и средствами принятых типов деятельности, которыми овладевают другие члены группы. Ему необходимо быть таким, как все. Выделяют несколько фаз личностного становления в составе социальной группы:

  • фаза адаптации – попадая в состав новой стабильной группы, ребенок, в первую очередь, приспосабливается к ней, то есть усваивает ряд норм, которые там действуют, овладевает тем набором форм и средств деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. То есть, он должен быть таким, как и остальные члены группы. Иными словами, ребенок должен утратить свои индивидуальные черты. Вторая фаза возникает, когда обостряется противоречие достигнутого результата адаптации, то есть тем, что ребенку удалось стать как все в группе, и неудовлетворенной потребностью ребенка проявлять собственные индивидуальные особенности;
  • фаза индивидуализации – ребенок старается найти способы выразить свою индивидуальность внутри группы;
  • интеграция ребенка – это третья фаза – ребенок сохраняет только такие индивидуальные черты своей личности, которые соответствуют потребностям развития целостной группы и собственному желанию ребенка совершить значимый вклад в жизнедеятельность группы, а группа в свою очередь, изменяет некоторые свои нормы, воспринимая ценные для ее развития личностные черты.

Специфика психического развития

Каждый этап развития личности внутри группы имеет ряд своих специфических трудностей. Если ребенок не может преодолеть адаптационные трудности, то у него могут отмечаться следующие качества личности:

  • конформность;
  • безынициативность;
  • робость;
  • неуверенность в себе.

Если трудности второй группы не поддаются преодолению, а индивидуальные черты ребенка отвергаются группой, то это вызывает развитие негативизма, агрессивности и подозрительности, подозрительности и неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция внутри группы может приводить или к тому, что ребенок будет вытеснен из группы, либо изолирован внутри группы, и потеряет возможность покинуть ее. Напротив, при успешной интеграции ребенка в группу высокого уровня развития, то есть коллектив, у него формируется такое свойство личности, как коллективизм.

Замечание 1

Ребенок может быть членом просоциальной и асоциальной группы. В последнем случае у ребенка могут развиваться соответствующие асоциальные черты личности.

На протяжении всего своего жизненного пути, ребенок входит в состав групп, различных по своим социально-психологическим характеристикам. Он может быть одновременно членом разных групп. Так, если его полностью приняла одна референтная группа, то он может оказаться отвергнутым другой группой. Недостаточно стабильная социальная среда может усложнять процесс личностного развития ребенка. Тем не менее на разных возрастных этапах ребенок последовательно будет проходит через различные социальные группы и ситуации успешного или неуспешного прохождения адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате формируется достаточно стабильная структура личности человека.

На каждом из возрастных этапов, в определенной социальной среде ребенок проходит в своем развитии три фазы личностного становления.

Замечание 2

Если на каком-то этапе фаза интеграции не прошла успешно, то на следующей стадии адаптация будет затруднена. Таким образом формируются условия для кризисов в личностном развитии.

В периодизации возрастного развития, Петровский А.В. выделял следующие периоды:

  • раннее детство;
  • детсадовское детство;
  • младший школьный возраст;
  • средний школьный возраст;
  • старший школьный возраст.

Первые три периода представляют собой эпоху детства, в которой процесс адаптации является преобладающим над процессами индивидуализации личности. Эпоха отрочества, то есть период среднего школьного возраста, характеризуется доминированием процесса индивидуализации над процессами адаптации. Эпохе юности, то есть периоду старшего школьного возраста характерно доминирование процесса интеграции над процессами индивидуализации. Также специфической особенностью юности является процесс личностного развития в высокоразвитых группах, причем как положительной, так, возможно, и отрицательной ориентации. Устойчивая позитивная интеграция обеспечивает процесс вхождения личности в группу высшего уровня развития, или при переходе человека в новую общность, или как результат объединения этой же группы школьников вокруг деятельности, которая их интересует, общих ценностей или целей, который с этого момента начинают опосредствовать их межличностные отношения.

Замечание 3

Иными словами, в соответствии с А. В. Петровским, детство – это преимущественно процесс приспособления ребенка к окружающей его социальной среде, а отрочество – период проявления своей индивидуальности. В юности же ребенок интегрируется в общество.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :