Возрастная психология


Возрастная психология

Предмет и задачи возрастной психологии

Определение 1

Возрастная психология – это раздел психологической науки, который занимается изучением закономерностей и этапов психического развития и личностного формирования, происходящих на протяжении онтогенеза жизни человека от рождения и до самой старости.

Предмет возрастной психологии – это возрастная динамика человеческой психики, онтогенез процессов психики и личностных качеств человека, проходящего определенную стадию развития, а также особенности течения развития процессов психики.

Возрастной психологией изучаются возрастные особенности процессов, происходящих в психике, возрастные возможности усвоения информации, ведущие факторы личностного развития, возрастные изменения и пр.

Возрастные изменения могут быть подразделены на:

  • эволюционные;
  • революционные;
  • ситуационные.
Определение 2

Эволюционные изменения – это количественные и качественные преобразования, которые происходят в психике человека, когда он переступает порог следующей возрастной группы.

Изменения такого рода протекают крайне медленно, но основательно, охватывая достаточно продолжительные жизненные периоды – от нескольких месяцев, если речь идет о младенце, до нескольких лет, если говорить о детях более старшего возраста. Такие изменения обусловлены следующим рядом факторов:

  • биологическое созревание и психофизиологическое состояние детского организма;
  • место ребенка в системе социальных отношений;
  • уровень интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения протекают очень быстро, занимая короткий отрезок времени, они являются более глубокими, по сравнению с эволюционными. Эти изменения протекают в момент кризиса возрастного развития, которое возникает на границе возрастов относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений в поведении и психике.

Ситуационные изменения зависят от воздействия на психику ребенка конкретной сложившейся социальной ситуации. Такие изменения отражают процессы, которые протекают в психике и поведении ребенка под воздействием процесса обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения в психике и поведении являются крайне устойчивыми, необратимыми, не требуют систематического подкрепления. Ими преобразуется психология человека как целостной личности. Ситуационные изменения являются крайне неустойчивыми, обратимыми и требуют закрепления в специальных упражнениях. Такого рода изменения направляются на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретическая задача возрастной психологии – это изучить закономерности психического развития в онтогенезе, установить периоды развития и причины перехода от одного периода к другому, определить возможности развития, а также возрастные особенности процессов психики, возрастные возможности усвоения информации, ведущих факторов личностного развития и пр.

Замечание 1

Объект возрастной психологии – человек в разные возрастные периоды своей жизни.

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Детская психология в качестве науки о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX века. Начало этому было положено книгой немецкого ученого-дарвиниста Прейера «Душа ребенка». В ней Прейром были описаны результаты ежедневных наблюдений за развитием собственной дочери, при этом он обращает особое внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, языка и рассудка. Также им в психологию был введен метод объективного наблюдения, который был разработан по аналогии с методом естественных наук.

К объективным условиям становления детской психологии, которые сложились в конце XIX века, в первую очередь относится бурное развитие промышленности, а значит и принципиально новый уровень общественной жизни. Этим была вызвана необходимость пересмотра подходов к воспитанию и обучению детей.

Возрастная психология, как и любая другая область знаний, началась сбором и накоплением информации. Ученые просто описывали проявление и дальнейшее развитие психических процессов.

Накопленный объем знаний потребовал систематизировать и проанализировать весь материал:

  • найти взаимосвязь между отдельными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность развития;
  • исследовать причины и пути перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии используют знания смежных наук. Генетическая психология, занимающаяся изучением возникновением отдельных психических функций у детей и взрослых в истории и онтогенезе, а также педагогической психологии. Большое внимание уделялось психологии обучения.

Важный вклад в становление детской психологии был внесен выдающимся русским педагогом и основателем научной педагогики в России считают Ушинского К. Д. В его работе «Человек как предмет воспитания» он писал, что необходимо изучать законы тех психических явлений, которыми хочется управлять и поступать в соответствии с этими законами и обстоятельствами, к которым они должны быть приложены.

Развитие возрастной психологии в значительной степени продвинулось после развития эволюционных идей Чарльза Дарвина, которые стали базой для понимания рефлекторной сущности психических факторов. Эта же проблема разрабатывалась русским физиологом Сеченовым И. М. Он дал полное обоснование рефлекторной теории в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга».

Возрастная психология перешла на новую ступень, когда был введен метод формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Выготским Л.С. Данный метод давал возможность определения закономерностей развития психических функций. Его использование также вызвало появление некоторого количества теорий развития личности:

  • Культурно историческая концепция Л. С. Выготского. Он утверждал, что интерпсихическое переходит к интрапсихическому. Возникновение и процесс развития высших функций психики зависит от употребления знаков двумя людьми в ходе их общения.
  • Теория деятельности А. Н. Леонтьева гласит, что сначала любая деятельность выступает в качестве сознательного действия, а затем в качестве операции и только потом, по мере формирования, превращается в функцию.
  • Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Он считал, что формирование психических функций протекает на основании предметных действий.
  • Концепция учебной деятельности – исследования Эльконина Д. Б. и Давыдова В. В., разрабатывали стратегию формированию личности не в лабораторных условиях, а в реальности – путем создания экспериментальных школ.
  • Теория «первоначального очеловечения» Соколянского И. А. и Мещерякова А. И. в которой отмечались стартовые этапы в формировании психики у слепоглухонемых детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :