Развитие естествознания по этапам


Развитие естествознания по этапам

Естествознание в период античности

Естественнонаучные представления древнегреческих мыслителей позволили отразить важнейшие проблемы периода генезиса, расцвета и кризиса эпохи рабовладения. Они характеризуются оригинальностью и глубиной, попыткой создать учение об организации, управлении рабовладельческими хозяйствами и роли государства в развитии человеческой цивилизации.

В формировании естественнонаучной мысли Древней Греции большое влияние оказали особенности социально-экономического развития греческих земель. Основной среди них является полис, который был сформирован примерно в 8-6 в. до н.э. Он представлял собой город-государство, в котором располагалась община землевладельцев. Право принимать участие в управлении государством и право на владение землями имели не все жители полисов, а лишь свободное его население – граждане. Люди, которые гражданами не являлись (метеки), не обладали правом на управление государством.

Важное значение в развитии естествознания античного периода имеют труды таких философов, как Демокрит, Платон, Аристотель, Анаксимен, Анаксимандр, Плиний Старший и др.

Демокрит первым высказал атомистические представления о строении веществ и предметов. Он считал атомы мельчайшими неделимыми структурами, которые повсеместно распространены в окружающей среде.

Большой заслугой Аристотеля явилось создание первой обоснованной классификации животных. Аристотель связывал строение тела животных с их разделением на основные классы. Помимо этого, значимыми являются представления Аристотеля о геоцентрическом строении Вселенной. В это время именно они стали основой дальнейшего развития астрономии.

Замечание 1

В целом развитие естествознания в период античности сформировало натурфилософскую картину мира, которая рассмативала природу в качестве первопричины всего сущего.

Развитие естествознания в эпоху Средневековья

В период Средневековья в развитии европейского естествознания возникли значительные сложности в связи с тем, что в этот период становление научных знаний в значительной степени сдерживалось церковными догматами.

Многие исследования находились под строжайшим запретом, а развитие науки происходило преимущественно в стенах церквей и монастырей.

Сильно тормозили естественнонаучные исследования многочисленные запреты и предубеждения. Одним из жертв средневековой инквизиции в связи со своими естественнонаучными представлениями, отличающимися от христианских убеждений, стал философ и естествоиспытатель Джордано Бруно. Из-за доносов ему пришлось более шести лет провести в стенах римской тюрьмы, в а 1600 году он был сожжён на костре, как поступали в то время с инакомыслящими.

Джордано Бруно стал основоположником гелиоцентрического представления о Вселенной, который отмечал, что Земля вращается вокруг Солнца.

В то время как в Европе естествознание сдерживалось католическими представлениями, скачок в развитии различных естественнонаучных направлений был сделан врачом и философом Авиценной (Абу Али ибн Сина), который жил на Ближнем Востоке. Авиценна сумел исследовать возможности организма человека, доказать полезность физических упражнений для здоровья человека, обосновать инфекционную природу многих заболеваний, а также создать различные лекарства, которые позволили излечить многих людей от тяжёлых заболеваний.

Развитие естествознания в эпоху Возрождения

На смену длительного средневекового застоя пришла эпоха Возрождения, во время которой происходило развитие в различных областях естествознания. В это время основными естественнонаучными методами стали наблюдение и эксперимент, которые в дальнейшем способствовали накоплению больших объёмов знаний, созданию теорий и концепций.

Замечание 2

Значительный вклад в развитие естествознания внёс известный итальянский художник Леонардо да Винчи, которому удалось совершить ряд открытий в области анатомии. Также серьёзные открытия происходили в области физики.

Особое значение в период Ренессанса имела связанная с ним эпоха Великих географических открытий. Благодаря развитию кораблестроения в Европе, стали возможными морские путешествия на дальние расстояния. Великий португальский путешественник Васко да Гама смог совершить длительное морское путешествие из Европы в Индию, что имело не только важное экономическое значение, но и способствовало многочисленным естественнонаучным открытиям.

Христофор Колумб смог совершить путешествие из Европы в Северную Америку, что имело огромное значение для развития географии. Также европейцы открыли для себя Африку, Австралию, Южную Америку, многочисленные острова.

Замечание 3

Благодаря путешествиям, исследователи Европы сумели описать большое количество новых видов растений и животных. Среди биологов укрепились убеждения о том, что строение организмов связано с особенностями той среды, в которой они обитают, и это стало основой экологических знаний.

Естествознание нового времени

Данную ступень развития естествознания связывают со временем становления классической механики. И. Ньютона сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки.

Эта система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, являющимся универсальным законом Природы, которому подчиняется всё – малое и большое, земное и небесное. Идеи И.Ньютона, опиравшиеся на математику, физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед; поэтому вторая научная революция получила название «ньютоновской революции».

Большое значение для развития естествознания имело формирование эволюционных представлений, которое дало существенные знания о происхождении организмов. Развитие химии связано прежде всего с открытием периодического закона Д. И. Менделеева.

В конце девятнадцатого – начале двадцатого века благодаря совершенствованию технологий возникло новое направление биологии – генетика.

Замечание 4

В настоящее время больше значение в развитии естествознания имеют его прикладные области, которые позволяют применять естественнонаучные знания в жизни человека.

Ключевыми областями при этом являются биотехнология, генная инженерия, ядерная энергетика.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :