Классическое и неклассическое естествознание


Классическое и неклассическое естествознание

Классическое естествознание

Замечание 1

Период классического естествознания охватывает период 17 – 19 в. Это период Нового времени в науке, которые сопровождается господством механистической картины мира.

В это время механика явилась господствующим направлением естествознания. Формирование классической картины мира началось с масштабных работ Галилео Галилея. К его важным заслугам принадлежит открытие вращения Солнца вокруг своей оси, вычисление массы воздуха.

И. Кеплером изучалась небесная сфера, составлялись звёздные таблицы. Главной его заслугой можно считать формулировку трёх законов передвижения планет относительно Солнца. Им была разработана теория солнечных и лунных затмений, найдены особые способы предсказания данных затмений. Кроме этого, ему удалось с невероятной точностью рассчитать расстояние между Солнцем и Землёй.

Классическая механика, на которой базировалось классическое естествознание, на протяжении трёх столетий представляла собой единственное теоретическое основание накопления знаний о природе и явилась основой создания механистической картины мира.

Данное направление естествознания и в настоящее время имеет существенное значение в перспективном развитии естествознания. Она объясняет множество физических явлений и процессов как в земных, так и во внеземных условиях. Классическая механика также лежит в основе многочисленных достижений техники.

Замечание 2

Основу классической механики составила концепция Исаака Ньютона. Согласно данной концепции, характеристиками физической обыденности служат такие понятия, как время, пространство, материальная точка силы.

С точки зрения концепции Ньютона физические события рассматриваются в качестве движений материальных точек в пространстве, которым управляют постоянные законы.

Вторым важным компонентом формирования классического естествознания стало развитие различных разделов биологии. Так, эпоха Великих географических открытий, которая получила своё развитие ещё в эпоху Возрождения, способствовала тому, что европейские исследователи смогли описать много новых растений и животных, о которых ранее они не имели представлений.

Большое значение при этом имели труды Карла Линнея, который стремился к разработке объективной классификации живых организмов. Систему органического мира он представил в своём труде «Систем природы».

Линней впервые установил, что виды реальны. Им было выявлено главный видовой признак – способность свободного скрещивания внутри вида.

Линнеем были определены важнейшие таксономические единицы: вид, род, семейство, отряд, класс. Все растения Линней разделил на 24 класса. В животном мире он разделил всех представителей на 6 классов.

Линней, несмотря на то что в данный период эволюционные представления не были приняты среди исследователей, поместил человека в один отряд с обезьянами, мотивируя это сходными морфологическими, анатомическими и физиологическими признаками.

Попытки создания эволюционной теории в период классического естествознания предпринял Жан Батист Ламарк. Его важнейшим трудом стала «Философия зоологии». Основой его представлений явилось утверждение, что материя была создана неким Творцом. Ламарк выявил и проанализировал сходства и отличия живой и неживой природы, признавая при этом, что строение живой природы значительно сложнее по сравнению со строением неживой природы.

На завершающем этапе периода классического естествознания стали признаваться эволюционные представления и развитие живой материи.

Неклассическое естествознание

Замечание 3

Период неклассического естествознания имел место в19 – 20 вв. К этому времени механистическая картина мира утратила господствующее положение. Данный период характеризовался бурным развитием техники, а также многочисленными научными открытиями, которые стали возможными благодаря появлению необходимого сложного оборудования.

Механистическая картина мира к этому времени утратила своё значение и на смену ей пришла релятивистская концепция. Во многом этому способствовали открытия Альберта Эйнштейна. Учёный полностью изменил подход к пространству и времени как основным характеристикам материи. Вместе с Планком Эйнштейн заложил основы квантовой теории. В июне 1916 года в статье «Приближённое интегрирование уравнений гравитационного поля» Эйнштейн впервые изложил теорию гравитационных волн. Экспериментальную проверку данного предсказания учёным удалось провести только через сто лет в 2015 году.

Так, начало двадцатого века ознаменовалось открытием законов наследственности. Это стало толчком к развитию генетики, открытию её основных законов. Представление о «слитной наследственности» оказалось несостоятельным.

Значительные открытия стали происходить в микробиологии и в молекулярной биологии. Так, исследователям удалось синтезировать органические вещества из неорганических.

Важным этапом в развитии естествознания стало открытие структуры молекулы ДНК, что впоследствии дало возможность изучения многих наследственных заболеваний. Также в этот период была установлена роль нуклеиновых кислот в организме человека.

Большое значение в данный период имело развитие прикладных дисциплин естествознания. Люди научились использовать полученные теоретические знания и стремились найти возможности использования этих знаний. Так, многие лекарственные препараты были получены в данный период в результате химического синтеза.

Замечание 4

Большое значение имело использование естественнонаучных знаний в развитии медицины. Многие хирургические операции получили возможность осуществления именно в период неклассического естествознания. Также исследователи в области медицины, занимаясь изучением генетики иммунитета, смогли установить причины многих заболеваний и нашли методы борьбы и профилактики с ними.

В целом период неклассического естествознания, который закончился относительно недавно, характеризовался значительным усложнением технологий и возможностями использования естественнонаучных знаний в практической деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :