Философская антропология и социальная философия


Философская антропология и социальная философия

Основные положения философской и социальной антропологии

Определение 1

Социальная философия представляет собой учение об обществе, его структурных особенностях, особенностях функционирования и закономерностях его развития.

В свою очередь антропология это учение о человеке, актуальных вопросах его существования.

Определение 2

Философская антропология рассматривает совокупность социальных характеристик человека и актуальных вопросов его развития и эволюции.

Актуальными вопросами философской антропологии ученые задавались еще во втором тысячелетие до нашей эры. Первоначально данные вопросы обсуждались в Древней Индии, где поднимались актуальные проблемы сущности и предназначения людей. На указанных вопросах и сформировалась восточная философия как особое направление философии. Учёные данного периода придерживаются идеи относительно гармоничного единства мира, в том числе и человека с окружающей средой. По идеям учёных он должен был найти свою гармонию с миром, в том числе и в сфере разума.

Исходя из этого течения вытекает учение о даосизме, о том, что Дао одно для всех. В индийской философии также существует учение о сансаре, то есть существовании тела человека после его смерти, а именно о духе человека. Пространство, в котором существует душа, и есть сансара. В следующей жизни человек может получить за собой воплощение, данное воплощение зависит от кармы, то есть от того, какой образ жизни ведет человек, какие поступки он совершает, какую судьбу он имеет. Человек имеет способности путешествовать по колесу кармы, то есть по телам, перевоплощаться, сливаясь с высшим первоначальным духом. Однако тело ограничивает наши возможности, привязывая его к определённой точке и времени. Для того, чтобы выйти из сансары, необходимо обрести состояние свободной души, свободной энергии, человек в состоянии полной свободы ничем не ограничен. Такое состояние в буддизме называла «Нирвана».

Для того, чтобы достигнуть данного состояния, человек должен пройти два возможных пути:

  • следовать предписанному образу жизни;
  • соблюдать существующие общие нравственные принципы, например, не причинять зло живому, то есть не нарушать круговорот душ,
  • отказаться от любых материальных желаний, от богатств, так как они навсегда привязывают человека к колесу сансары.

Буддизм пропитан идея о том, что главным источником страданий человека являются его желания. То есть для того чтобы победить свои страдания, человек должен отречься от всех желаний и смотреть на выполняемые им действия только как на свой долг.

Антропологическая теория рассматривалась также и в древнекитайской философии, где имелся принцип «недеяния». Человек должен быть благородным, он должен следовать всем имеющимся традициям и ритуалам, тоже время он не должен стремиться к богатству и славе, по отношению ко всем людям руководствуется принципом милосердия.

Античная философия также выделяет особое место человека в рамках природного и социального бытия. Однако на данной стадии человек уже отделяется от животного окружающего мира, обособляются его индивидуальные признаки. У человека имеется душа, которой не обладает ни одно живое существо.

Ранняя философская антропология также поднимает вопрос о добродетелях и путях его достижения. В частности, Сократ считал, что основным оружием человека является его знание. Когда человек не может найти ответы на какой-либо вопрос, он применяет свои познания. Основной целью человека является познание себя самого.

Замечание 1

Социальная философия оказала влияние на развитие такой точки зрения, как стоицизм. Согласно ей у человека имеется разум, однако всё, что имеется в мире, повинуется судьбе и року. Имеется вечное вращение судьбы, жизнь человека предопределена, и мы не можем изменить существующих общественных отношений. Задача человека – стойко переносить все тяготы, которые были дарованы ему судьбой.

Следующая точка зрения - это эпикуреизм. Согласно данной точке зрения человек не должен бояться богов или смерти, так как смерть означает переход в абсолютное небытие, где не существует никаких чувств и эмоций. Поэтому человек должен жить здесь и сейчас, следовать своим желаниям и удовлетворять все свои потребности. Данное течение основано на идее счастья человека.

Философская антропология и влияние на нее отдельных факторов

Важное воздействие на развитие философской антропологии оказала религия, а в частности христианство. В 14 веке христианство стало общепринятой религией, которая сочетает в себе вопросы философской и социальной антропологии. В частности, за счёт христианства разрабатываются нормы поведения, мораль, ценности. Кроме того, возникает идея души и как особые черты, отличающие человека от иных животных. В этот же период формируются концепции относительно линейного, поэтапного развития человека. Человек определялся в качестве центра природы, так как Бог дал достаточное количество возможностей человеку, и он должен их умело их использовать. Кроме того, человек выступает в качестве своеобразного творца, так как имеет возможность творить мир вокруг себя. Его предназначением является не только активная деятельность, но и созидание, развитие различных социальных институтов.

Разумность определялась в качестве осмысленного отношения к окружающему миру, к природе, к животным, к самим себе. Потенциально разум у людей приблизительно одинаков, однако каждый может развить его по-разному, использовать для различных целей. В тоже время, у всех людей имеется тяга к прекрасному, все люди могут чувствовать гармонию, отличить красивое от некрасивого и оценить его. Данная способность также по-разному выражена у людей.

Нельзя отрицать также и существование биологических особенностей развития организма, так как организм человека - это биологическое существо, природное существо.

Нельзя также сказать, является ли человек добрым или злым по своей природе:

  • с одной стороны, человек должен заботиться о других, то есть проявлять альтруизм;
  • с другой стороны, должна иметь место забота о себе, то есть эгоизм.

Люди равны по природе, поэтому между ними неизбежно соперничество, проявление эгоизма и столкновения интересов. С другой стороны, то обстоятельство, что у человека есть моральное чувство, позволяет ему творить добро в отношении других людей, окружающего мира, животных, иначе вообще нельзя объяснить, почему человек совершает добрые поступки. Исходя из этого, вытекает концепция «разумного эгоизма», говорящая о том, что человек должен заботиться не только себе, но и об окружающем мире, к которому относится не только природа и другие люди, но также близкие, семья, твоя страна.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :