Сущность философской антропологии


Сущность философской антропологии

Сущность и специфика философской антропологии

20-30 годы XX века ознаменовались работами ученых, которые изучали место человека в окружающей среде и космосе, а также смысл его жизни. В дальнейшем этими учеными была сформирована программа философской антропологии, которая в последующем была ими реализована.

Основной вопрос, который затрагивается учеными, - это место человека в окружающей его среде. В частности, Макс Шелер сопоставляя человека с животным, говорил о том, что человек по своей сущности не достаточно развит для свободного проживания в окружающей среде. Например, у него отсутствует кожный покров, какие-либо средства защиты, единственное, что обусловливает существование человека, это наличие у него разума и чувств. Человек является личностью, носителем духа. Он способен создавать принципиально новые отношения и предметы, менять мир вокруг себя. Таким образом, по мнению Шелера, проявляется дух. Человек находится в вечном поиске места для своего духа, т. е. идеального царства мысли.

Замечание 1

Анализируя человека как личность, Шеллер приходит к мысли о том, что человек является существом многообразным и разносторонним, а любые определения философов, которые стремятся обозначить место человека в окружающей среде, недостаточны на сегодняшний день. У человека имеется дух, а также тело, которое имеет значительные отличия от тел представителей животного мира.

Согласно учениям Гельмута Плеснера, человек отличается особой структурой бытия, в своем существовании он отталкивается от природы и от жизни. У человека стоит задача познать смысл своего существования, не ограничивая духа, творчества, полёта мысли, существования морали. Он выражает себя не только через культурное творчество, но и через тело, телесное поведение, а также иные формы. По мнению Плеснера, не разум, а тело привело человека к эволюции, оно является ключом к его развитию.

Иные взгляды на философскую антропологию

Такой учёный, как Арнольд Гелен, убеждён в том, что человека от животных отличает именно наличие интуиции, которая замещает слабость человеческих инстинктов. Человек в мире природы предоставлен сам себе, он не имеет ответов на какие-либо вопросы, в связи с чем вынужден искать их сам. Это привело к его культурному и духовному развитию. Помимо того, что человек вынужден самостоятельно развиваться, искать способы воспитания, он также вынужден искать форму общения с другими людьми с целью своего последующего воспроизводства, что также обосновывает развитие интеллекта. Природа предопределила открытость человека миру, его способность к творчеству, что играет существенное воздействие на развитие человека. Данный учёный делает также следующие выводы относительно человеческого бытия:

  • эволюция человека не завершена;
  • человек слаб и недостаточно развит;
  • у людей хорошо развит творческий потенциал и различные формы бытия;
  • построение тела человека обусловлено его проживанием в обществе.

У человека, в отличие от животных, существует культура, которая выступает в качестве пружины социального поведения человека. Культура и традиции передаются от поколения к поколению, что отличает человека от других животных, которые не способны передавать подобную информацию. У человека наличествует так называемый бессознательно-витальный механизм, который очень близок к инстинктам. За счёт его существования человек может передавать своему поколению важные знания относительно правил жизни, а также социокультурного поведения.

Актуальные вопросы философской антропологии

Эрнст Кассирер также изучал вопросы человеческого бытия, с этой целью он обратился к антропологии человека, будучи уже известным ученым и философом. В частности, целью его изучения являлось человеческое бытие, смысл жизни человека и ее значение. Разум использовался в качестве адекватного термина для обозначения человеческой культурной жизни. Однако, по его мнению, любая культура представляет собой набор символов.

Изучая современную философскую антропологию, мы можем прикоснуться к научным концепциям развития человека с точки зрения философии. Все эти концепции определяют эволюцию человека за счёт его места в окружающей среде, и, в отличие его от других животных, возможности адаптации к социальной среде. Философский материал во многом придал ценность эволюции как явлению, также философы размышляют на актуальные темы о существовании человека, что дает возможность полагать, что дальнейшее исследование в данном направлении ещё будет проведено.

Таким образом, философская антропология выступает в качестве самостоятельного направления. Ее предмет - это изучение человека и сущности его бытия. Данный вопрос является одним из самых актуальных для всей философии. Философская антропология изучает человека как род. Она изучает не только поведение человека в социальных группах, но и индивидуальное поведение человека, его осознание себя.

Ученые, занимающиеся изучением философской антропологии, задаются следующими вопросами:

  • Какова роль человека в мире, является ли он сыном Бога или задумкой природы?
  • Каково отличие человека от животных, в чём его сущность?
  • Свободен ли человек и чем его свобода ограничена?
  • Какое предназначение имеется у человека?
Замечание 2

Главным вопросом философской антропологии задавались ещё античные мыслители, характеризуя человека в качестве единого целого, в качестве микромодели Вселенной.

Многие учёные даже указывали на существование судьбы, как способа определения линии жизни человека. В тоже время, ученые пытались понять различия и сходство между животными и человеком. Например, Аристотель считал, что человек выступает в качестве политического и нравственного существа.

На сегодняшний день появляются новые подходы к рассмотрению человека не только в рамках и науки философии, но и антропологии, а также других наук.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :