Синергийная антропология обрела свое начало в прямой идейной взаимосвязи с новым подходом к наследию православной духовности, развитым богословами русской диаспоры, а именно с исследованиями исихазма и каламитского богословия энергий в трудах Кривошеина, Лосского, Иоанна Мейендорфа, а также идеями православной теологии культуры Флоровского.
Для того чтобы дать объяснение понятию «синергийная антропология», необходимо рассмотреть значение слова синергия, которое на территории средневековой Византии трактовалось как согласованность действий и разъединение разно сущностных энергий, например, человеческих и Божественных. На сегодняшний момент это понятие применяется в различных контекстах, как системно-кибернетических, так и эзотерических.
Синергийная антропология представляет «Человека Топического», который плюралистичен и пластичен. Он предстает перед нами целым ансамблем существ, которые конструируются различными топиками границы: существ, кардинально отличающихся и рискованных, абсолютно не согласованных между собой.
Представляются как эпистема, она хранит в себе весь ряд этих свойств. Таким образом, можно говорить о возникновении предельно плюралистической и полифонической топической эпистемы, которая подразумевает интересный тип европейской мысли, который стремится к тому, чтобы привести эпистемологию и антропологию в стройное единство.
Синергийной антропологии свойственно собственное особое содержание, она представляет собой абсолютно новое трансдисциплинарное направление. К новым его относят по той причине, что в основе данной антропологии лежит не классическое представление о человеке как об энергичном феномене, а также потому, что объектом ее исследований являются предельные проявления человека в совокупности с динамикой их изменения. Именно на этом базируется концепция исторической эволюции человека и осуществляется анализ современных трендов его развития.
Также это направление отличается от прочих антропологических наук тем, что оно сконцентрировано на формировании кардинально новых концептов и понятий для рассмотрения феномена человека, также оно строит отличную от западной позитивистской науки методологию гуманитарного исследования.
Синергийная антропология является одним из догматических религиозно-антропологических проектов, который генетически взаимосвязан с православной традицией. Однако формой его выражения выступает дискурс современной западной философии. Она функционирует в рамках интеллектуального религиозно-философского общества и претендует на воссоздание подлинно-духовного мировоззрения в современных условиях.
Что касается истоков, то синергийная антропология формирует свою методологию посредством переосмыслений древней практики исихазма в Восточно-христианском дискурсе.
Синергийная антропология представляет собой новое прочтение исихазма в современном обществе. Она имеет сходства с антропологией исихазма по идеям, а также духовной устремленности. Но несмотря на ряд совпадений, в отличие от своего источника, в основу данной антропологии также положены конструкции современной западной философии.
Несмотря на то, что фундаментом синергийной антропологии служит исихазм, феномен синергийной антропологии и феномен исихазма - это абсолютно разный явления культуры, которые нельзя назвать однопорядковыми. А вопрос о мере традиционности аналогичных интерпретаций учений остается открытым по сей день.
Посредством проведения компаративного анализа, было выявлено, что синергийная антропология и интегральный подход являются:
О синергийной антропологии, как о новом феномене в культуре современной России стало известно в 1996 году, когда Советом по грантом при президенте Российской Федерации было включено в список ведущих российских школ «Школу синергийной антропологии», что в дальнейшем привело к открытию Института синергийной антропологии. Синергийная антропология уже на тот момент вышла за рамки исихастских исследований и предстала перед людьми в качестве отдельного культурного феномена.
Стоит отметить, что представители синергийной антропологии не ограничиваются распространением главных идей, положенных в основу данной антропологии, только на территории РФ. В настоящий момент осуществляются активные контакты во всех уголках мира посредством участия в различных международных конференциях и конгрессах.
Синергийная антропология основывается на конституционных принципах энергичности и предельности. Первый принцип заключается в ее отказе от эссенциального дискурса европейской антропологии в классическом ее понимании, в отказе давать характеристику человека с помощью отвлеченных сущностей. В данном случае антропологическая реальность преподносится в терминах проявлений, что подразумевает дискурс энергий, бытия-действия, включающий дискурс актов. Именно этот антропологический дискурс считается наиболее адекватным и приспособленным для репрезентации человека, саморазвертывающегося и самореализующегося в качестве эпистемо порождающего топоса.
Второй принцип позволяет продвинуться еще глубже в этом направлении и указать определенный способ развития синергийной антропологии в антропологически фундированную эпистему.
При утверждении определяющей роли предельных антропологических проявлений, принцип предельности утверждает, что абсолютно любой дискурс, имеющий какое-либо отношение к антропологической реальности, может быть соотнесен с границей и в будущем переосмыслен и переформулирован в зависимости от своего отношения к границе. Таким образом, всю совокупность этих дискурсов можно будет организовать в единую систему, а принцип предельности можно будет представить в качестве конструктивного принципа этой эпистемы.
Если говорить о положительных свойствах синергийной антропологии, то ей характерен просвещенческой потенциал, а также стремление ознакомить человека с исихазмом и его духовными возможностями посредством использования абсолютно новых и популярных форм. При этом следует обратить внимание и на то, что введение исихастских идей осуществляется в рамках светской культуры, в то время как духовное ядро исихазма становится доступным для интеллектуального осознания современной личности. Именно это позволяет оказывать гармонизирующее воздействие на трагическое и разорванное сознание людей в современном обществе.