Теории культурной антропологии


Теории культурной антропологии

Понятие теории культурной антропологии

Теория культурной антропологии, а также вопросы истории развития культурной антропологии рассматривают актуальные вопросы:

  • устройство культуры, а также происхождение человека от своих предков,
  • особенности взаимодействия людей друг с другом, с окружающей средой;
  • их отличительные особенности от животных;
  • каким образом нужно изучать человечество и окружающий его мир.

Поначалу идеи в сфере культурной антропологии были весьма разрознены и противоречивы, однако ко второй половине XIX века они начали общаться в некоторых странах, например, в следующих:

  • США;
  • Россия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Германия.
Замечание 1

Из различных точек зрения ученых сложилось общее учение о культурной антропологии, что позволило познать не только жизнь человечества в целом, но и особенности жизни отдельных народов и наций, разнообразие их культур, особенности личности их представителей.

За последние 150 лет развития культурной антропологии в ней сформировались различные направления исследований, которые оказали значительное влияние на развитие науки в целом. Именно поэтому на сегодняшний день можно говорить о различных направлениях культурной антропологии. В частности, можно выделить следующие направления:

  • американская культурная антропология,
  • французская культурная антропология,
  • немецкая культурная антропология,
  • российская этнология и так далее.

Соответственно, в изучении культуры значительное влияние оказывает именно узкое направление теории культурной антропологии, занимающееся изучением конкретного народа. Однако в рамках народов исследуется также культуры отдельных личностей, имеющих немаловажные заслуги.

Немаловажным направление в дети является и биологическое направление, то есть особенности биологического развития лица. Кроме того, психоаналитический подход также предопределяет развитие указанной науки.

Исследования и теории культурной антропологии

Основные исследования начинаются шестидесятых восьмидесятых годов XIX века, необходимо помнить, что их основой являются достижения французских и немецких ученых, которые осуществляли свою деятельность в эпоху Просвещения - второй половины XIX века.

В частности, значительное влияние на развитие культурной антропологии оказали классики немецкой философии Кант и Гегель. Они изучали актуальные вопросы расового и антропологического направления, человеческой психологии, вопросы эволюции и взаимосвязи людей, также их смешения между собой, социологию. К началу XX века активно стал изучаться функциональный метод, а также структурный метод, позволяющий пролить свет на многие вопросы эволюции человека. Середина XX века ознаменовалась созданием большого количества теории культурной антропологии, которые были выдвинуты, например, следующими учеными: Кребер, Уайт, Херсковиц.

К 50-70-м гг. XX века также появился особый структуралистский подход Леви-Стросса, который изучал символы и интерпретации антропологии, занимался неоэволюционизмом, а также экологическим направлением антропологии, изучал культурные и психологические особенности народов.

Изучение культурной антропологии в России

Замечание 2

В России долгое время для обозначения дисциплины, занимающейся изучением особенностей народов и народностей, использовался такой термин, как «этнография». Его можно найти практически во всех российских антропологических изданиях того времени.

Со времен октябрьской революции этнология изучалась все меньше и меньше, и в 20-30-е годы XX века закрылось этнологическое отделение МГУ. С этого момента изучение народов было ограничено лишь отдельными исследованиями культуры и фольклора. Однако в исследовании нуждалась проблема происхождения человека, а также более ранней стадии развития общества. Однако в силу существования цензуры долгое время исследования в данной сфере не осуществлялись. Господствующей в этот период являлась марксистская концепция, она практически никем не оспаривалась. Согласно ей происхождение человека было связано с его трудовой деятельностью. А именно за счёт того, что человек был способен реализовывать трудовую деятельность, он стал развиваться, начали развиваться морфологические признаки, разум, а также труд оказал значительное влияние на объединение людей в группы и последующую социализацию.

Ситуация кардинально изменилась к 70-м гг. XX века, когда Николай Гумилёв довольно хаотично изложил свою теорию этноса, и начали развиваться различные подходы к понятию культуры и народностей. Появились такие направления, как этнопсихология, этносоциология, экономическое направление этнологии. Значительную роль в развитии знания о культуре сыграли также статьи академика Ю. Бромлея, который значительно расширил данную сферу исследования, также выделил личность в качестве особенности психологического этноанализа.

На сегодняшний день имеется даже особая специальность культурная антропология, однако изучение данной сферы в России пока что не слишком развито. Интересным является также и тот факт, что понятия культурная и социологическая антропология используются как синонимы, то есть эквивалентные друг другу понятия. В большей степени исследования в данной сфере происходят США, в Европе, в особенности в Англии.

Указанные ученые подтверждают, что вхождение в культуру человека происходит постепенно. То есть человек растет, развивается, становится взрослым индивидуумом, приобретает индивидуальные качества. За счёт общения с родителями у него формируется приобретенное чувство культуры. Вне социума культура не существует, она создана разумом человека. Однако на развитие культуры, в том числе и в детстве, оказывают влияние различные факторы:

  • природные условия;
  • история;
  • проективные особенности;
  • система жизнеобеспечения.

Природные условия охватывают климат, в котором живет человек, наличие или отсутствие природных ресурсов на территории его проживания, ландшафт, флору и фауну и так далее. История затрагивает вопросы миграции, культурных заимствований и контактов. Проективные особенности характеризуют игры, ритуалы, фольклор, который подросток узнаёт со временем, различные формы отдыха и развлечений, которые также оказывают влияние на формирование личности. Если мы будем говорить о системе жизнеобеспечения, то здесь необходимо рассматривать разделение труда между мужчинами и женщинами, наличие или отсутствии брака и семьи, условия, в которых воспитывается несовершеннолетний и так далее.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :