Теория культурной антропологии, а также вопросы истории развития культурной антропологии рассматривают актуальные вопросы:
Поначалу идеи в сфере культурной антропологии были весьма разрознены и противоречивы, однако ко второй половине XIX века они начали общаться в некоторых странах, например, в следующих:
Из различных точек зрения ученых сложилось общее учение о культурной антропологии, что позволило познать не только жизнь человечества в целом, но и особенности жизни отдельных народов и наций, разнообразие их культур, особенности личности их представителей.
За последние 150 лет развития культурной антропологии в ней сформировались различные направления исследований, которые оказали значительное влияние на развитие науки в целом. Именно поэтому на сегодняшний день можно говорить о различных направлениях культурной антропологии. В частности, можно выделить следующие направления:
Соответственно, в изучении культуры значительное влияние оказывает именно узкое направление теории культурной антропологии, занимающееся изучением конкретного народа. Однако в рамках народов исследуется также культуры отдельных личностей, имеющих немаловажные заслуги.
Немаловажным направление в дети является и биологическое направление, то есть особенности биологического развития лица. Кроме того, психоаналитический подход также предопределяет развитие указанной науки.
Основные исследования начинаются шестидесятых восьмидесятых годов XIX века, необходимо помнить, что их основой являются достижения французских и немецких ученых, которые осуществляли свою деятельность в эпоху Просвещения - второй половины XIX века.
В частности, значительное влияние на развитие культурной антропологии оказали классики немецкой философии Кант и Гегель. Они изучали актуальные вопросы расового и антропологического направления, человеческой психологии, вопросы эволюции и взаимосвязи людей, также их смешения между собой, социологию. К началу XX века активно стал изучаться функциональный метод, а также структурный метод, позволяющий пролить свет на многие вопросы эволюции человека. Середина XX века ознаменовалась созданием большого количества теории культурной антропологии, которые были выдвинуты, например, следующими учеными: Кребер, Уайт, Херсковиц.
К 50-70-м гг. XX века также появился особый структуралистский подход Леви-Стросса, который изучал символы и интерпретации антропологии, занимался неоэволюционизмом, а также экологическим направлением антропологии, изучал культурные и психологические особенности народов.
В России долгое время для обозначения дисциплины, занимающейся изучением особенностей народов и народностей, использовался такой термин, как «этнография». Его можно найти практически во всех российских антропологических изданиях того времени.
Со времен октябрьской революции этнология изучалась все меньше и меньше, и в 20-30-е годы XX века закрылось этнологическое отделение МГУ. С этого момента изучение народов было ограничено лишь отдельными исследованиями культуры и фольклора. Однако в исследовании нуждалась проблема происхождения человека, а также более ранней стадии развития общества. Однако в силу существования цензуры долгое время исследования в данной сфере не осуществлялись. Господствующей в этот период являлась марксистская концепция, она практически никем не оспаривалась. Согласно ей происхождение человека было связано с его трудовой деятельностью. А именно за счёт того, что человек был способен реализовывать трудовую деятельность, он стал развиваться, начали развиваться морфологические признаки, разум, а также труд оказал значительное влияние на объединение людей в группы и последующую социализацию.
Ситуация кардинально изменилась к 70-м гг. XX века, когда Николай Гумилёв довольно хаотично изложил свою теорию этноса, и начали развиваться различные подходы к понятию культуры и народностей. Появились такие направления, как этнопсихология, этносоциология, экономическое направление этнологии. Значительную роль в развитии знания о культуре сыграли также статьи академика Ю. Бромлея, который значительно расширил данную сферу исследования, также выделил личность в качестве особенности психологического этноанализа.
На сегодняшний день имеется даже особая специальность культурная антропология, однако изучение данной сферы в России пока что не слишком развито. Интересным является также и тот факт, что понятия культурная и социологическая антропология используются как синонимы, то есть эквивалентные друг другу понятия. В большей степени исследования в данной сфере происходят США, в Европе, в особенности в Англии.
Указанные ученые подтверждают, что вхождение в культуру человека происходит постепенно. То есть человек растет, развивается, становится взрослым индивидуумом, приобретает индивидуальные качества. За счёт общения с родителями у него формируется приобретенное чувство культуры. Вне социума культура не существует, она создана разумом человека. Однако на развитие культуры, в том числе и в детстве, оказывают влияние различные факторы:
Природные условия охватывают климат, в котором живет человек, наличие или отсутствие природных ресурсов на территории его проживания, ландшафт, флору и фауну и так далее. История затрагивает вопросы миграции, культурных заимствований и контактов. Проективные особенности характеризуют игры, ритуалы, фольклор, который подросток узнаёт со временем, различные формы отдыха и развлечений, которые также оказывают влияние на формирование личности. Если мы будем говорить о системе жизнеобеспечения, то здесь необходимо рассматривать разделение труда между мужчинами и женщинами, наличие или отсутствии брака и семьи, условия, в которых воспитывается несовершеннолетний и так далее.