Библейская антропология


Библейская антропология

Человек – чрезвычайно противоречивое, сложное создание, которое трудно понять. Есть учение антропологии, старающееся понять людскую душу, но в психологии регулярно возникают новые системы, что отвергают старые, которые могут быть опровергнуты еще более современными теориями. Для общества и культуры в целом тема человека стала очень важной. Человек в прошедшем столетии на себе испытал всю горечь безжалостных институций:

  • ядерных экспериментов;
  • тоталитарных систем;
  • безличного антидуховного социума;
  • экологической угрозы.

Но бурное процветание науки, притом в самых различных направлениях, привело к накоплению большого количества познаний о людях. Библейская антропология имеет важное преимущество перед нынешними теориями. Она выдерживает непрекращающуюся критику, проверена тысячелетней практикой, и что немаловажно очень точно объясняет поведение людей. Нелепо полагать, что библейские основы можно подвергнуть сомнению. Это значило бы переместить антропологию из богословия в религию.

Понятие библейской антропологии

Библейская антропология имеет свое особое место, так как сама устанавливает ориентиры, по которым только и можно осмыслить человека. Обойтись без религиозных знаний нельзя. Библейская антропология не является научной интегральной дисциплиной, но без нее невозможно представить будущее научной антропологии.

В Библии человек выступает как личность, представляющая собой единство души, духа и тела. В соответствии с суждениями, что отражены в древних разделах Библии, душа не существует вне тела. Формулировка «я» и «моя душа» идентичны. Дыхание и дух понимаются как сила движения. Такого рода сужения, когда человек выступает как неделимое целое, можно, охарактеризовать как атомизм.

Изначально евреи представления о загробной жизни человеческой души не имели. Бог уберег их от увлечения заупокойным миром. Евреи считали, что умерев, человек остается только в воспоминаниях Бога, и только Он может его воскресить. Только после того, как они вторглись в Палестину, их представление о бессмертности начинает постепенно формироваться. Так формируется понятие двусоставности человека. Евангельское учение о спасении души, а не тела, основывается на этих понятиях (мф 10,28). Понятие третьей составляющей человека, духе, вводит Апостол Павел.

Замечание 1

Большая часть восточных служителей церкви руководствуются триатомизмом, а западные - диатомизмом.

Библейская антропология заявляет, что человека создал по подобию своему Бог, который является носителем двух полов человеческого рода – мужчины и женщины (Быт 1,27). В духовных свойствах человека заключается образ Бога (Бог есть Дух), то есть в сознании, разуме, способности верить и любить. Таким образом, если человек не верующий, образ Божий помрачен (Еф 4,17-24). Дух дарует Бог, это самая невыразимая сила активности и познания жизни. Образ Божий отражается и в теле, потому что тело есть храм Духа (1 Кор 6,19). Люди подобны Господу в том, что им дано господство над природой, а еще они получили от Бога «дыхание жизни». Вследствие этого человек становится «живою душою».

Из числа компонентов, образующих сущность человека, Библия довольно часто выделяет сердце (евр. лев). Это понятие очень емкое, оно объединяет в себе и чувства, и разум, и волю. Подобное понятие вне библейской антропологии не встречается. Больше всего оно приближено к формулировке «сознательной воли». Особенную значимость библейская антропология придает понятию корпоративной личности. В Ветхом Завете часто под одним лицом подразумевают группу, племя или народ. Это не просто воплощение, а проявление веры в единство человечества. Так, Адам не только личность, он представляет в себе весь человеческий род (даже само его имя означает «человек»).

Священное писание

Главная проблема библейской антропологии - серьезные отличия между ветхозаветной и новозаветной антропологией. Воплощение Бога изменило подход к человеку и его будущего. Но ничего, что сказано о людях в Ветхом Завете не исчезнет для нас, просто немного изменяется смысл. Не случайно говорят, что христиане глядят на Ветхий Завет сквозь призму Нового. Например, другое значение приобретают тексты, в которых говорится о загробной жизни человека, о суде и о прощении грехов. А откровение о создании мира остается незыблемым созерцанием рождения человечества.

Немного иную роль имеют исторические тексты. Они, конечно, не являются протоколами человеческой жизни, но данные о жизнедеятельности праотцов дают нам шанс узнать многое о важнейших событиях: любви и ненависти, жизни и смерти, праведности и страстях, встречах с Богом, зачатии и рождении. При помощи реконструкций событий нам предоставляется возможность увидеть страхи и надежды древнего человека, веру и мышление праотцов, понять их внутренний мир. Еще многое остается нераскрытым, исследование понятий ветхозаветной антропологии только начинается. Можно сказать, что Ветхий Завет «знал» человека лучше и глубже, но не мог дать спасения, между Богом и людьми лежит непреодолимая пропасть. В нем много пророчеств, которые остаются пока тайной для нас.

Явление в мир Сына Божия и Сына Человеческого является главным в новозаветной антропологии. Христологическая теория, исходящая из Нового Завета, поднимает личность на божественную вышину. Новозаветная антропология приобретает радостный, возвышенный, но вместе с этим и трагический характер. Человек по православному учению получает большие перспективы. Она нескончаема в Боге, и трагично мизерна без Него.

Центральной темой новозаветной антропологии является Христос Богочеловек. Он такой же реальный человек, как и мы, но в силу своей божественности, подлинный человек и подлинный Бог. Христос является пределом человеческого совершенства, к которому нужно стремиться. Но Господь дал нам свободу выбора и путь, по которому будет идти человечество, необходимо выбирать самим.

Больше всего темы библейской антропологии в Новом Завете касается апостол Павел. Тело, как и в Ветхом Завете, преподносится им как храм Духа, как творение Божье. Таким образом, апостол не принимает платоновский взгляд о физической природе человека. Душа (греч. «yuc») у апостола носительница жизни и чувств. Живое единство составляют тело и душа, что именуется «плоть», которое рушится в смерти и возрождается в воскресении. Термин «плоть», в то же время апостол употребляет, характеризуя немощное и греховное состояние человека.

Замечание 2

Потому как Бог обусловливается как Дух, то и в созданном по Его образу и подобию человеке дух должен главенствовать. В нем сконцентрированы не только высшие нравственные, творческие и мистические возможности, а и призвание людей принимать участие в деяниях и замыслах Господа.

Душу невозможно убить в отличие от тела, она нематериальна, об этом ясно говорит Иисус Христос. Ее можно погубить, но в таком случае речь идет о душевном отрицательном влиянии на человека, что не может привести к смерти или исчезновению души, а только к осквернению ее в глазах Господа грязными думами и вожделениями. Общение с Богом - это самая главная функция духа человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :