Антропология Фейербаха


Антропология Фейербаха

Людвиг Фейербах — ученый-материалист, который утверждал, что ни один философ, сколь бы талантлив и одарен не был, не может в полной мере выразить весь объем и всю глубину человеческого знания о строении мире. Таким образом, был заложен фундамент критического восприятия гегелевского учения с его претензиями стать «наукой наук», которая способна решить все познавательные и мировоззренческие проблемы.

Фейербах весьма критически воспринимал данную идею, находя в ней уникальную мистификацию мышления, которое в определенной степени производно от природы. В связи с этим он считает необоснованным переход от логических принципов к философии самой природы и от нее культуре духа. С точки зрения философа, мысль не может функционировать до природы.

Ученый также отмечает, отвергая царство «чистой идеи», что человеческий разум неотделим от мыслящего индивидуума, являющегося важной частью природы, наиболее идеальным ее творением. Одна из центральных философских задач, по мнению Фейербаха, заключается в том, чтобы как можно многообразнее раскрыть целостность природы и человека.

Философия антропологии Л. Фейербаха

Замечание 1

В общем философия Фейербаха является антропологичной, так как в ней все существующие общественные связи понимаются преимущественно с нравственных позиций.

В антропологическом учении философа человек имеет изначальную неизменную природу, не зависящей от:

  • социального статуса;
  • национальности;
  • эпохи.

Отличительными характеристиками такого индивидуума выступают стремление к счастью, любовь к жизни, эгоизм, инстинкт самосохранения, которые и устанавливают его значимость в культуре. Фейербах исходил из того факта, что каждый человек изначально зависит от природы и к нему неприменимы оценочные параметры (злой, добрый и т.д.) и только жизненные условия человеческой жизни делают его тем, кем он в результате становится.

Основной заслугой Фейербаха считается подчеркивание связи религии с идеализмом. Резкой критике подвергается идеалистический аспект гегелевской диалектики. Важное содержание и смысл учений Фейербаха — отстаивание позиций материализма. Антропологизм ученого, прежде всего, проявлялся в установлении на первый план самой сущности человека, которая исследуется им как «универсальный, единственный и высший» объект философии. Но провести поэтапно материальную линию в данном вопросе у Фейербаха так и не получилось, ведь человек для него — абстрактное и чисто биологическое существо в гипотезе познания.

Вместе с тем философ не отрицал и значимость мышления в культуре, пытался дать характеристику объекту в связи с интеллектуальной деятельностью субъекта, выдвигал догадки об общественной человеческой природе в виде познания и сознания. Идеалистические идеи и взгляды на общественные процессы вытекают из стремления Фейербаха использовать антропологию как уникальную науку к рассмотрению общественной жизни. Идеализм ученого особенно ярко проявляется в изучении морали и религии, которые воспринимаются им как отчуждение свойств человека.

Таким образом, религиозные принципы выступает как «бессознательное и хаотичное самосознание» индивидуума. Причины подобного удвоения Фейербах видит в концепции зависимости общества от стихийных сил природ. Подобная атеистически и антропологически упорядоченная философия оказала существенное воздействие на мировоззренческие споры о судьбе теорий Гегеля. Особенно значимыми оказались положения о возвращении человека в центр культуры и философии, необходимости видеть окружающий мир через основные потребности.

Материализм Фейербаха

Определение 1

Материализм Фейербаха – метафизический фактор, ориентированный в целом на естественное бытие человека в качестве разновидности антропологического учения.

Так возникло глобальное противоречие, которое и характеризует философию ученого. Метафизический способ не дает возможности во всех областях состояться материализму в полной мере. Будучи материалистом в восприятии природы, закономерностей образовательного процесса, Фейербах становится идеалистом в объяснении структуры общества.

Этапы в общественном становлении он изучает через:

  • призму создания религиозного мировоззрения;
  • внедрения христианства как одной из наиболее масштабных мировых религий.

Все разнообразие общественных взаимоотношений сводится только к одному из виду духовной жизни людей. Нравственность и религия в философской концепции Фейербаха внеисторичны и абстрактны поэтому они зачастую становятся пригодными для всех народов, времен и исторических эпох. А это фактически характеризует их абсолютную неприменимость для любого конкретного общества.

Материализм Фейербаха в значительной мере отличается от материализма XVIII столетия, так как исследует природу как организм, а не как механизм. Он объясняется антропологическими принципами, в центре которых — человек как единство тела и души. Исходя из указанного понимания индивидуума, ученый отвергает идеалистическое мышление, при которой человек рассматривается только как духовное существо.

Фейербах выстраивал собственную философию на основе противопоставления религии философским направлениям. Бог определяется как отражение в сознании общества его собственной, человеческой сущности, а сама религия мешает индивидууму преобразовывать действительный мир.

Антропологизм Фейербаха

Антропологизм Фейербаха не стоит трактовать как универсальный биологизм: он никогда не сводит человека к животному. Более того, философ регулярно подчеркивает духовную важность человека. Чувственно-предметную и интеллектуальную деятельность как практическую работу Фейербах видит только в ее отчужденном формате, который навязан извне. Поэтому, труд не может стать выражением сущностной человеческой силы, а скорее придуманной цивилизацией данью, которую необходимо платить за природное происхождение.

Замечание 2

Главный недостаток антропологического способа – в его стабильной метафизичности.

Фейербах оставляет социальный аспект эволюции человека вне своего рассмотрения. И в этом плане ученый значительно уступает Гегелю, так как не использовал диалектику для собственного применения к пониманию человека, предварительно переделав ее.

Подчеркивая уникальный характер антропологии как нового философского учения о мире и человеке, Фейербах преподносит философию как качественный аналог религии. В заслугу философа можно поставить саму попытку полностью реформировать существующую философию: этим он помог преодолеть абсолютный идеализм Гегеля и в конечном результате разложил устоявшуюся в обществе философскую систему. Фейербах подошел к религиозным законам как к одной из форм постепенного духовного самоотчуждения человека.

Ученый неоднократно указывал, что в Боге не существует ничего такого, чего невозможно найти в человеке, но в Боге все лучшие человеческие качества отображены в очищенном и гипертрофированном от недостатков виде. Другими словами, по Фейербаху, Бог – это идеализированный и улучшенный автопортрет любого индивидуума. Философские исследования Фейербаха дала хороший толчок новому духовному и интеллектуальному движению в европейском обществе. Особенно значима роль философа в формировании культуры марксизма, основоположники которой смогли сделать радикальные выводы из учения Фейербаха.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :