Термины «арии» и «арийцы» имеют различия между лингвистическим и расовым значением, и существуют они только в русском языке и переводе. В немецком языке есть одно обозначение - Arier (арии, арийцы), arisch (арийский), которые употребляются в обоих смыслах.
В 1853-1855 гг. французский аристократ Ж.-А. Гобино опубликовал четырехтомный «Трактат о неравенстве Человеческих рас». Главным «стержнем» работы стало положение о важной роли расовых различий в историческом развитии человечества. Будучи последователями полигенизма, Ж.-А. Гобино отрицал единство человечества, доказывая, что расы отличаются между собой не лишь физическими, внешними признаками, но и врожденными психическими, позволяющими создавать и воспринимать культурное достояние.
Самой высокой в биологическом плане и психически «полноценной» можно считать «арийскую» расу (слово «арийская», происходит от санскрита, где «Арья» значит - благородный, в XIX в. оно употреблялось для обозначение родственных индоевропейских языков).
По Гобино, арийцы создали все без исключения высокоразвитые цивилизации человечества: египетскую, греческую, римскую, китайскую, индийскую, центрально-американскую и др. В поисках следов пребывания носителей «арийской» расы в Африке, Азии и Америке автор трактата откровенно фальсифицировал исторические факты. Так, возникновение египетской цивилизации он приписывал не удостоверенной письменными источниками колонии арийцев в среднем Ниле, китайской – «ветви белых людей», которые, «управляли божьим промыслом», осевших в провинции Хунань и смешавшихся с местными населением, и т. п.
Основная причина гибели древних цивилизаций Ж.-А. Гобино виделась в смешивании арийцев с покоренными ими народами. Что касается прямых потомков этой «расы», то ими, по его схемам, являются германцы – «цвет человечества, вдохновение любой высокой культуры», во Франции же черты «арийцев» унаследовала родовая аристократия.
Написанный превосходным языком, трактат Гобино в дальнейшем стал настоящим «евангелием» сторонников расистских взглядов.
Расистская идеология в середине XIX в. имела своих адептов и в Англии. Так, на первом же заседании Лондонского антропологического общества (1863) его президент Дж. Тент выступил с докладом «Место негра в природе», где привел многочисленные доказательства «неполноценности» темнокожих людей, которым приписывались самые негативные черты. Взгляды Гента нашли положительный отклик среди многих членов общества.
В конце XIX - начале XX в. в странах Западной Европы распространился новый вид расистской идеологии - социал-дарвинизм, сторонники которого (Ляпуж, Л. Вольтман, А. Аммон Г. Лебон и др.) развивали тезис о действии законов борьбы за существование в человеческом обществе и с ее помощью обосновывали «извечность» социального неравенства и общественных антагонизмов. По их мнению, классовое расслоение является следствием врожденного биологического неравенства людей, которая так или иначе связана с расовыми, физическим признакам. Особое значение социал-дарвинисты уделяли форме черепа, точнее главному его показателю - длине: для обоснования своих взглядов Аммон провел соответствующие измерения 30 тысяч немецких новобранцев, а Ляпуж - 20 тысяч французских граждан.
Они пришли к таким выводам:
Социал-дарвинисты переносили законы борьбы за существование и на международные отношения, оправдывая колониальные завоевания европейских государств и даже полное уничтожение многих порабощенных народов тогдашнего «третьего мира» (известно, что эта судьба постигла коренное население Кубы и Тасмании). Из примерно 20 миллионов индейцев, обитавших на территории Северной Америки до прихода европейцев, сейчас там осталось около 800 тысяч. Что касается Африканского континента, то он, по подсчетам, потерял не менее 50 миллионов людей (причем некоторые специалисты считают эту цифру заниженной вдвое, а то и втрое). Показательным в этом отношении является отношение Лебона к неграм Африки, которых он наделял такими чертами, как: «лень», «животные наклонности», «тугодумство». Единственное право, которое предоставляется неграм, - писал он, - это видеть свою страну ограбленной белыми и быть убитыми в случае сопротивления. Такой была когда-то судьба туземцев Америки, такая сейчас судьба жителей Африки.
В начале XX в. была создана так называемая «нордическая» теория, в основе которой лежал тезис Гобино о преимуществах «арийской» расы. Основываясь на глубоко ошибочных представлениях о внутренних причинных связях между расой, языком, культурой и психическими особенностями людей, сторонники нордизма (Г. Чемберлен и др.) доказывали, что все достижения мировой цивилизации обусловлены деятельностью арийцев, которыми являлись германские народы. Интересно, что Чемберлен - это аристократ-англичанин, однако он считал, что самыми яркими представителями «западно-арийского» расового типа являются немцы. Он был пылкий сторонник музыки Вагнера, женившись на дочери композитора Г. Чемберлен переселился в Германию и впоследствии принял гражданство.
После прихода к власти фашистов расистская идеология в Германии получила статус государственной доктрины. Ученые, которые не соглашались с ней, преследовались или эмигрировали из страны. Среди официальных идеологов расизма «почетное» место занял Г. Гюнтер, который в своих многочисленных трудах доказывал преимущества «нордической» расы над другими.
Известно, что с «нордической», или «арийской», расой связаны определенные физические черты, присущие северным европеоидам, а именно:
Объявив эту расу выше остальных, теоретики фашизма подверглись очень неприятным для них фактам: ни фюрер, ни его ближайшее окружение не принадлежали к «арийцам». Тогда им пришлось переориентироваться, объявив, что существует мифическая «нордическая душа» - носитель особого ума, твердости характера, настойчивости в достижении поставленной цели и т.д.