Социальный антропогенез


Социальный антропогенез

Антропогенез принято рассматривать с позиции двух основных факторов, которые полностью предопределили путь развития определенных групп предков человека в древние времена и явились причиной зарождения на Земле самого молодого вида животного мира Homo sapiens – человека разумного.

Первобытные люди занимаются трудом

Рисунок 1. Первобытные люди занимаются трудом

Такими определяющими факторами стали:

  • биологический фактор;
  • социальный фактор.

Если для биологического фактора относили изменения во внешнем и внутреннем облике организма древних людей, то социальные факторы существенно продвинули человека, как вид на новый этап эволюции, который уже многие тысячелетия господствует над всеми остальными видами планеты.

Предпосылки развития человека

Замечание 1

Процесс антропогенеза не является планомерным с четкими временными рамками и границами. Он продолжает проходить в новых формах. Каждая стадия его развития проходила в определенный промежуток времени и существует сразу несколько течений. Они развивались независимо друг от друга, но результат дали один. Подобные течения стали причиной возникновения новых предпосылок и путей развития человека.

В момент зарождения прямохождения появилась возможность изготавливать различные орудия труда. Часто они изготавливались совместными усилиями. Труд породил совместную деятельность, которая в свою очередь, стала отправной точкой следующего этапа развития. Необходимо было создавать коммуникации между отдельными особями. Общение на качественном уровне позволяет полностью контролировать и координировать собственную совместную деятельность во время труда. Человек со временем начал изобретать примитивные способы общения. Прообраз языка общения представлял изначально только членораздельные звуки и речь. Затем способ общения постепенно усложняется. Одновременно с этим усложнялись и орудия труда, что привело к усовершенствованию технологий.

Через некоторое время язык получил свое развитие. Устные обороты речи стали подталкивать к созданию письменности. Изначально она представляла собой лишь простейшие обозначения, а затем по мере использования эпитетов и иных сложных речевых оборотов также усложнилась. Появление речи является важнейшим социальным фактором в процессе эволюции человека.

Социальные факторы

Всего можно выделить четыре основных социальных фактора антропогенеза:

  • совместное проживание (сожительство и работа в группе);
  • создание и улучшение предметов труда;
  • совместная трудовая деятельность;
  • совершенствование трудовых процессов.

В процессе физиологической эволюции человека встал на две ноги. Это побудило его к тому, чтобы активнее использовать возможность руки при изготовлении простейших орудий труда. Для того, чтобы этот процесс проходил гораздо быстрее и эффективнее, предки человека постепенно начали объединяться в группы. Сотрудничество на таком уровне позволяло первобытным людям отлично охотиться, добывать пищу, поддерживать огонь, а также перемещаться на большие расстояния без опасности быть уничтоженным врагами. Когда люди стали проживать группами, то процесс совершенствования орудий труда технологий проходил гораздо быстрее. Иными словами, человеку теперь не нужно было тратить время и силы на поддержание безопасности, а спокойно заниматься созданием и модернизацией уже известных орудий труда, а также новой стратегии охоты и других действий.

В таких группах обычно в роли главных выступали мужчины молодого возраста. Также модель поведения проживания в группах практически ничем принципиально не отличалась от современных социальных пониманий сожительства в обществе. Каждый в группе выполнял собственную роль и обязанности. Мужчины занимались добычей пищи и обеспечивали безопасность, женщины заботились о детях и стариках. Как результат подобного взаимодействия – резко снизились общая смертность и повышались шансы на общее ускоренное развитие.

Прогресс был бы невозможен без передачи необходимой информации старшего поколения младшему. На первых этапах антропогенеза происходило совершенствование орудий труда. Знания и навыки сначала передавались новым поколениям людей, а затем предпринимались попытки его модернизировать. Отсюда старики получали большое уважение в подобных группах. Только они могли подробно рассказать и показать, как изготавливались орудия труда для охоты и иных нужд, но привить необходимую технику и тактику охоты, а также сообщить информацию о полезных растениях, которые необходимо использовать в качестве пищи и при лечении. Подобная стадия передачи опыта сохранилась и в наши дни.

Группы, которые имели в своем распоряжении более продвинутые орудия труда и охоты, обязательно занимали больше пригодной для жизни и охоты территории вокруг. Неизбежно это провоцировало конфликты с другими, менее развитыми группами предков человека. Слабые соперники оказались вытесненными на неблагоприятные территории, что иногда предопределило их существование. Естественный отбор протекал на схожем уровне. В итоге могли выжить только самые продвинутые, ловкие и сообразительные представители вида. Они могли перенимать не только опыт и навыки предшествующих поколений, но и дополнять их новыми знаниями, которые приобретали методом проб и ошибок самостоятельно.

При общей трудовой деятельности, которая заключалась в совместной охоте и передаче опыта от поколения к поколению, создавалась наиболее эффективная система передачи полезной информации. Предки человека получили все шансы на успешное существование и выживание.

Речь

Однако подобной коллективной трудовой деятельности невозможно достичь без использования специальных сигналов, необходимых для качественного обмена информацией. Если обычные животные могут использовать только ряд определенных сигналов, обозначающих приближение опасности или готовность к размножению, то предки человека научились в полной мере использовать потенциал устной речи, что стало причиной создания письменности. На первых этапах коммуникаций между собой первобытные люди пользовались только примитивными жестами, мимикой и изданием отдельных звуков. Через некоторое время гортань видоизменилась, что способствовало развитию речевого аппарата. Так человек постепенно получил возможность получать информацию новыми способами.

Замечание 2

Теперь Homo sapiens мог оформить краткое сообщение при помощи слов, а не отдельных звуков. Способность разговаривать и понимать язык общения – одна из самых полезных отличительных черт человека по сравнению с животными. Речь в совместном труде только укрепил взаимопонимание людей в одной группе.

Это позволило не только создавать необходимые орудия труда, но и постоянно совершенствовать их. Постепенно усложнялись и сами трудовые процессы. Люди начали заниматься не только охотой, но и собирательством. Главная роль во всем антропогенезе была отведена получению и поддержанию огня. Теперь человек мог готовить на нем пищу и поддерживать в местах обитания необходимую температуру. Эти факторы сыграли большую роль в выживаемости всего рода.

Напомним, что процесс становления человека в его современном виде занял не один миллион лет. После появления членораздельной речи стали увеличиваться участки головного мозга, что привело к повышению уровня интеллекта.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :