Социальные факторы антропогенеза


Социальные факторы антропогенеза

Замечание 1

Антропогенез изучает происхождение человека и его становление как отдельного вида. Эта наука сформировалась не так давно и в ее основе лежат постулаты теории эволюции, о которой впервые написал британский исследователь Чарльз Дарвин.

Антропогенез прочно связан с наукой, изучающей формирование общества – социогенезом, а также еще рядом смежных сфер изучения и познания развития человека на историческом пути.

Социальные факторы антропогенеза

Рисунок 1. Социальные факторы антропогенеза

Ученые выделяют два вида фактов, которые прочно связаны с появлением человека:

  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

В основе социальных факторов лежат принципы, полностью сформировавшиеся из животного человека разумного. В их числе выделяют:

  • трудовую деятельность;
  • общественный образ жизни;
  • речь;
  • абстрактное мышление.

Если Дарвин изучал в основном биологические факторы антропогенеза, то ученые более позднего периода смогли назвать ряд социальных факторов, которые легли в основу развития всей человеческой цивилизации. В частности, много времени исследованию социальных факторов посвятил Фридрих Энгельс. В своей специальной научной работе он назвал труд тем, что оказало самое большое влияние на развитие вида человека, что безвозвратно отдалило его от животного мира.

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность начала зарождаться в тот момент, когда предки человека спустились с деревьев, где проходила их жизнь, на землю. В течении миллионов лет формировались новые физиологические особенности строения тела. Появился позвоночник, который смог удерживать все тело в вертикальном состоянии. Видоизменились и конечности рук и ног. Теперь человекообразная обезьяна могла ходить на двух опорах, а руки были освобождены для работы. Появилась возможность производить руками такие действия, которые ранее были недоступны. Предки человека теперь стремились самостоятельно изготавливать примитивные орудия труда, а чуть позже и улучшать их.

Сначала они изготавливали небольшие орудия труда, которые обычно использовались для поиска пищи, при изготовлении других орудии труда, а также при сооружении охотничьих приспособлений. Спустя время предки человека поняли, что легче выжить группой, поэтому они стремились обеспечить такие условия, чтобы эффективно продолжать свою жизнедеятельность.

Общественный образ жизни

На обширных открытых пространствах было тяжелее существовать в одиночку, поэтому они стремились заниматься трудовой деятельностью совместными усилиями. Это логичное продолжение всего процесса эволюции, когда люди стали понимать всю сущность и успех совместной деятельности. Действительно, теперь изготовлению новых орудий труда не могли препятствовать иные негативные обстоятельства и факторы. Иными словами, кто-то осуществлял обязанности от защиты совместного места проживания, а кто-то мог в полной безопасности заниматься изготовлением орудий труда, совершенствовать их.

В таких группах все было распределено по определенным обязанностям. Мужчины обеспечивали безопасность поселения, занимались поиском пищи, поддерживали огонь и стремились к модернизации собственных орудий труда. Женщины заботились о детях и стариках. Схожее социальное устройство жизни в обществе существует и в наши дни.

Важным обстоятельством при общественном образе жизни стала передача данных и информации от поколения к поколению. Этим занимались, как правило, самые старшие представители сообщества предков человека, поэтому их так сильно уважали. Ведь только они могли поведать о технологиях изготовления тех или иных орудий труда, предназначенных для охоты или собирательства, рассказать о растениях, которые использовались в пищу и залечивали раны. Подобные действия невозможно было осуществить без развития коммуникативных способностей людей. Общение - необходимый фактор в процессе эволюции человека.

Развитие речи

На первых этапах своего развития предки человека могли издавать только некоторые звуки. Они не отличались разборчивостью, поэтому основным элементом общения были жесты и мимика. Через некоторое время неразвитая гортань могла преобразоваться и ротовой аппарат человекоподобных обезьян стал похож на современный. Это позволило издавать уже членораздельные звуки, которые позже стали складываться в отдельные слова и обороты речи. Так предки человека могли обмениваться всей необходимой информацией и передавать накопленные знания следующим поколениям. Еще позже первая устная речь уже не обеспечивала потребностей людей, и они постепенно начали придумывать и внедрять элементы письменности. На первоначальном этапе она представляла собой одиночные черточки и кружочки, затем появились другие элементы. Все это говорило о развитии той или иной группы людей.

Социальные факторы довольно серьезно сначала были связаны с естественным отбором. Затем он начал трансформироваться в нечто большее, однако суть оставалась прежней. Те группы людей, которые обладали более развитыми орудиями труда и языком общения, могли претендовать на лидерство. Они изготавливали более серьезные орудия труда и охоты, передавали свои знания другим и самостоятельно придумывали новые технологии изготовления.

Серьезную роль в расселении древнего человека сыграл фактор превосходства одной группы над другой, ведь более развитые люди оттеснили на неблагоприятные территории менее развитые группы. Сильные сообщества могли дальше развиваться благодаря не только новым способам коммуникации, но и своему абстрактному мышлению.

Абстрактное мышление

Подобный способ мышления не присущ другим видам животного мира, поэтому человечество получило полноценный шанс на ускоренное развитие собственного вида, цивилизации совсем на ином уровне.

Мы знаем, что совместный труд, охота и изготовление орудий труда вели к развитию головного мозга. Это способствует повышению уровня интеллекта, то есть мышления и сознания. Новый образ мышления предполагает направление своих умственных способностей на решение качественно новых задач, при этом они решаются быстро и эффективно не только для отдельного члена древнего общества, но и для всех его участников.

Человек теперь становится зависим не от биологических факторов, а от социальных условий, в которых он находится и воспитывается. Формирование человека вне человеческого окружения теперь не может проходить. Человек занял нишу в виде особого положения в природе, благодаря возможностям по совершенствованию собственных навыков и приобретения знаний.

Сегодня человек представляет собой одновременно социальное и биологическое существо, однако исследователи предрекают поворот дальнейшего развития Homo в сторону социальных факторов.

В настоящее время уже не столь велико влияние изоляционных факторов видообразования. Полным ходом идет смешение различных рас и народов, расселенных в разных частях света. На эволюцию человека сегодня продолжают оказывать влияние мутационный процесс, однако он в большей степени связан с результатами деятельности самого человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :