Взаимодействие антропогенеза и культуры


Взаимодействие антропогенеза и культуры

Понятие антропогенеза в контексте взаимосвязи с культурой

Определение 1

Антропогенез - учение о природе человек и его эволюционном развитии.

По мнению антропологов, человек пришёл в мир уже наделенный рядом биологических, физиологических и психологических параметров. Несмотря на высокий уровень развития, он всегда подчинялся законам природы. В тоже время, как только у человека стала зарождаться культура, законы природы стали оказывать на него не такое сильное воздействие.

Культура стала основанием для зарождения такого направления как культурогенез, обосновывающего развитие человека в контексте культуры. Только в рамках своего культурного развития человек способен проявится в качестве суверенного и автономного существа, практически независимого от природного мира. Именно поэтому изучение культурогенеза стало важным направлением. Данное направление обосновывается не только достижениями таких наук, как биология и психология, но также достижениями истории, социологии, искусствоведения, теологии, гуманитарных наук.

Культура и передача данных поколениям

Человек существует в качестве природного и биологического существа и, несмотря на тот факт, что он проживает в обществе, он не способен полностью обособиться от живой или неживой природы. Однако нельзя исчерпать характеристику человека только биологическими или физиологическими параметрами. Культура выступает в качестве результата преобразования природных форм в объекты, которые неведомы природе. Так, леса превратились в парки, камни в обелиски и памятники, деревья стали домами, физиологические эмоции стали духовными чувствами, звуковые сигналы дали основу словесной речи, размножение стал основой для любовной связи, стадо переродилось в общество.

Таким образом, данное направление изучает фундаментальные качества культуры человека. Эти качества не всегда существовали в готовом виде, они стали плодами развития общества и национальностей. За счёт развития культурогенеза человеком было оптимизировано природное пространство с целью адаптации его к условиям своего существования. При этом учитывалось специфика природной среды обитания человека, то есть конкретной геолокации.

Человек был способен проживать не только в естественной среде, но и создать для себя искусственную среду обитания. В результате своей творческой деятельности человек приобрёл необходимые интеллектуальные и духовные качества.

Замечание 1

Интересным является тот факт, что они не передаются по наследству, а формируются у индивидов прижизненно.

Последующее поколение, получая информацию от старшего поколения, совершенствовало ее, перерабатывая, развивая, внося что-то свое, новое, в результате чего общество постепенно эволюционировало, в том числе и в культурном плане. Всё это сформировало совместную созидательную деятельность.

Человек, переживающий определенную ступень развития, всё больше и больше развивался, познавал окружающий мир и его особенности, и то, что раньше было непонятным, открывалось уму человека. Влияние на эволюцию человека оказал тот факт, что на каждой ступени его развития та информация, которую он получал, был недостаточной, в результате чего человек совершенствовал получаемую им информацию, что давало основу для развития знаний и умений.

Замечание 2

Так, наши предки длительное время существовали на деревьях, однако вытесненные из лесов на равнины, они умирали, пока не нашли единственно возможный способ существования, и пока данная информация генетически не стала передаваться следующим поколениям.

Культура и эволюция

За счет развития человека существенный скачок получило и развитие культуры. В начале своей истории развития человечество существовало в виде стада, затем появилось общество, также зародилась организация совместного быта, институт семьи.

Культурогенез, таким образом, необходимо рассматривать в качестве особого способа бытия человека. Он охватывает следующие вопросы:

  • материально-практического созидания;
  • духовного постижения мира;
  • художественного и творческого освоения действительности.

Человек производил особую деятельность, которая являлась осознаваемой, целенаправленной, свободной и творческой, активной. Вопрос развития культуры практически не затрагивает антропогенез, в связи с чем и было выработано направление культурогенеза.

Объектом изучения и того, и другого направления является человек. Однако наука рассматривает его в качестве биологического и природного существа, а во втором случае перед нами человек, который способен не только созидать, но и создавать, то есть заниматься творческой деятельностью.

Человек обладает следующими культурными признаками:

  • наличие рационального мышления;
  • наличие речи;
  • наличие самосознания;
  • наличие орудий и трудовой деятельности;
  • наличие ориентации на нормы;
  • определенной ценности и морали, традиции.

Культурный антропогенез взаимосвязан с теориями общего антропогенеза. Так, особая взаимосвязь наблюдается в трудовой теории Фридриха Энгельса, который длительное время считал, что на развитие человека оказало значительное влияние на появление трудовой деятельности, зарождение речи и языка жестов. В последующем появилась письменность, которая также способствовала развитию культуры у человека.

Согласно игровой теории такого ученого, как Й. Хейзинг, значительную роль в эволюции необходимо отвести феномену игры. Данный феномен имеет место и в царстве животных, однако он приобрёл принципиально новые черты в рамках развития человечества и человеческого общества. Главная особенность игры в рамках деятельности человечества заключалась в свободе ее от инстинктов, наличием символической насыщенности. Она охватила различные сферы бытия человека, оказав серьезное влияние на развитие культуры.

С того момента, как появились кроманьонцы, биологические совершенствования человека прекратились и начался так называемый сверхприродный уровень, когда у человека стал появляться разум. Популяция человека длительное время развивалась и совершенствовалась, люди выжили и сохранили общественную структуру, что оказало значительное влияние на формирование человеческого общества. Культура было сформирована практически в первые дни существования общества. Например, появились нормы, которые призывали поддерживать мир внутри видов, объединяться в племена и рода. Члены одного рода и племени были солидарны во многом при разрешении каких-либо важных вопросов. Запрещалось убийство соплеменников, что порождало внутривидовую борьбу. Кроме того, были запрещены половые связи внутри родов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :