Сегодня среди социальных наук антропология, которая является одной из древнейших, занимает особое место, поскольку прослеживает становление человеческого рода в течение нескольких миллионов лет. Антропология изучает эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества. Она имеет не только широкий временный диапазон исследования человека, но и разнообразную тематику.
На стыках различных направлений и наук возникли ее различные отрасли, в том числе социально-историческая и альтернативная антропология. Эта наука позволяет шире взглянуть на человеческое общество, не ограничиваясь только его цивилизационными и государственными формами, а уделяя больше внимания традиционному обществу, проследить динамику развития культурных ценностей, помогая человеку познавать не только культуру своего народа, но и другие культуры, понимать и ценить их достижения. Антропология имеет свои собственные методы исследования. Становление же ее предмета продолжается и сейчас. Это - наука очень древняя и одновременно очень молодая.
Главным вопросом антропологии было и остается происхождение человека. Как и во времена античности, наука и религия по-разному отвечают на такой фундаментальный вопрос. Между ними до сих пор продолжается многотысячелетний спор.
Наука, по сути, имеет дело только со знанием того, что происходит в природном мире вокруг нас. Это природа, которую можно наблюдать на основании опыта, относительно чего можно проверять теории, и, когда понадобится, менять их или отвергать. С другой стороны, религия имеет дело с тем, что определяется, как «сверхъестественное». Эта область находится пока (ибо наука неизмерима) за пределами научного исследования. При этом, наука не имеет права отвергать или подтверждать религиозные утверждения, потому что для того и другого у нее нет средств или тестов. Конфликт между наукой и религией нельзя считать объективно неизбежным и непреодолимым. Религия и наука просто действуют в различных плоскостях. И это означает, что каждый полностью может придерживаться и научных, и религиозных объяснений происхождения человека. Другие аспекты способны помочь в дальнейших разъяснениях разницы между наукой и религией.
Методы антропологии включают в себя:
Если говорить только о последних 10 лет, то не так много изменилось. Первоначально антропологическая наука начиналась с изучения черепа и скелета (краниология и остеология), а также тела живого человека (соматологии), когда антропологи фиксировали цвет глаз, волос, кожи, форму головы, носа, складки верхнего века и тому подобное.
Позже во второй половине ХХ в. появилось много новых направлений антропологии, таких как одонтология - это раздел, который изучает особенности строения зубов. Он очень интересный и перспективный, поскольку морфология зубов не зависит от влияния внешней среды, что позволяет сравнивать данные разных исторических эпох от палеолита до современности. Что касается строения черепа, то его форма претерпевает эпохальных изменений не позволяет проводить непосредственные сравнения и заставляет привлекать коэффициенты, эффективность применения которых сомнительна. Еще одно относительно новое направление антропологии - дерматоглифика, которая изучает межгрупповые вариации папиллярных узоров ладоней и пальцев. Выяснилось, что они существенно отличаются у представителей разных рас.
Распространение получили также исследования различных групп и факторов крови (серология или гематология). Сначала было выделено 4 основные группы системы АВ0, дальше количество признаков увеличивалась, и во второй половине ХХ в. их было около 70.
Сегодня классическая антропология в изучении вопросов этногенеза себя исчерпала. Зато наметился очень интересный союз антропологии и генных методов. По мнению ученых, за этим стоит будущее этнической антропологии, которая изучает проблемы этногенеза, черты сходства и различия между представителями разных человеческих популяций.
Под альтернативной наукой мы отнюдь не имеем в виду такие системы знаний, которые унаследованы от глубокого прошлого, например, алхимию, астрологию, демонологию, хиромантию и т. д., а также некоторые древние учения – такие, как каббала, герметизм и др., которые в наши дни обрели невиданную популярность. Под альтернативной имеется в виду институционально не оформленную науку, теорию и продуцирующие концепции, принципиально не согласующиеся с теориями и концепциями институционально оформленной, или официальной науки. Альтернативная наука существует и формируется «в порах» официальной науки. Правда многие формируются безотносительно, самостоятельно к официальной науке, хотя и противостоят ей.
Альтернативная автохтонной точке зрения говорит о том, что земное человечество имеет космическое происхождение. Эта точка зрения имеет два основных варианта: согласно первому, земное человечество – это пришелец из космоса (например – эзотерическая мифология догонов); согласно второму, земное человечество – это продукт селекции, произведенный инопланетными существами. З. Ситчин утверждал: «В ряде отношений современный Homo sapiens является чужаком на Земле».
З. Ситчин исследовал ряд древних писаний, такие как:
Он пришел к выводу, что земное человечество – это продукт генной инженерии нефилимов, Мардука (по-вавилонски) или пришельцев с планеты Нибиру (по-шумерски), имеющей вытянутую эллиптическую орбиту вокруг Солнца с периодом обращения в 3600 земных лет.