Развитие аналитического мышления


Развитие аналитического мышления

Под мышлением понимается психический процесс переработки (анализа) входящей информации и создания на основе ее (синтеза) качественно новой. Особенностью аналитического мышления является развернутость во времени, а также разделение его на этапы. Ход аналитического мышления в своей значительной части осознается и направляется мыслящей личностью. Основным процессом аналитического процесса является анализ.

Определение 1

Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие части для выявления его существенных свойств и качеств.

Анализ проблемы как способ тренировки мышления

Больших успехов в развитии аналитического мышления можно добиться, тренируясь в анализе проблемных ситуаций с помощью специальных методик. Использование техник позволит дисциплинировать мышление, выработать стратегию подхода к объекту анализа, увеличить скорость и глубину получаемых результатов.

Техника «Шестерка слуг». В рамках данной техники необходимо использовать шесть слов «что», «почему», «как», «где», «когда» и «кто» для формулирования вопросов относительно поставленной проблемы. Каждое слово должно послужить основанием для двух вопросов позитивного и негативного характера. Таким образом, необходимо задать 12 вопросов, отвечая на которые, проблема открывается с разных сторон.

Техника «Цветок лотоса». Для выполнения техники потребуется девять листов бумаги. В центре первого необходимо поместить главную проблему и обвести ее в круг. Затем выбрать восемь наиболее существенных причин возникновения данной проблемы и разместить их на отдельных листах. Для каждой из восьми причин необходимо найти свои восемь причин возникновения. В конечном итоге получится 64 причины главной проблемы. Техника позволяет углубить понимание проблемы, установить связи между причинами различных явлений.

Техника «Флажки». Выполняется в несколько шагов.

  • Шаг первый – формулируется цель, которая должна быть среднесрочной (от шести месяцев до трех лет), реалистичной, сформулированной без отрицаний.
  • Шаг второй – формулируются основные препятствия на пути к цели, чего не хватает, чтобы достичь цели прямо сейчас?
  • Шаг третий – проводится поиск ресурсов, которые можно привлечь для достижения цели.
  • Шаг четвертый – выстраивается дорожная карта. Вверху листа обозначается цель, внизу записываются те действия по достижению цели, которые можно выполнить прямо сегодня. От них по стрелочкам выстраиваются дорожки из действий, которые нужно выполнить в дальнейшем, чтобы прийти к достижению цели.

Техника оттачивает умение планирования и анализа препятствии и способов их преодоления.

Анализ через синтез

Определение 2

Анализ через синтез представляет собой механизм и процесс раскрытия существенно новых свойств объекта путем включения его во взаимодействие с другими объектами.

Этот способ мышления является универсальным механизмом, подходящий для решения самого разного рода проблем, начиная от создания творческих идей и инноваций, заканчивая укреплением межличностных контактов. Попадая в новую ситуацию, человек применяет этот механизм к самому себе, проявляя новые неожиданные качества собственной личности.

Техника «Десять обличий». Необходимо взять обычный предмет и придумать для него десять новых нетрадиционных способов применения. Например, для цветочной вазы новым применением станет использование в качестве копилки, меры емкости, торшера, горшка для цветов и т.д.

Техника «Комбинации». Для упражнения необходимо взять два произвольных предмета и попытаться представить, что получится, если их совместить. Например, что будет, если совместить обонятельные способности и пылесос или чайник и колесо.

Техника «Распредмечивание». Разделяя предмет на составные части и выявляя существенные свойства этих частей необходимо найти первоначальный предметы, комбинация которых послужила основанием для создания исследуемого объекта. Например, мультиварку можно представить как совмещение кастрюли и электрической плиты, а будильник как колокол и часы.

По мере развития навыка сложность заданий должна повышаться от конкретных предметов и физических явлений к социальным институтам и общественным образованиям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :