Под мышлением понимается психический процесс переработки (анализа) входящей информации и создания на основе ее (синтеза) качественно новой. Особенностью аналитического мышления является развернутость во времени, а также разделение его на этапы. Ход аналитического мышления в своей значительной части осознается и направляется мыслящей личностью. Основным процессом аналитического процесса является анализ.
Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие части для выявления его существенных свойств и качеств.
Больших успехов в развитии аналитического мышления можно добиться, тренируясь в анализе проблемных ситуаций с помощью специальных методик. Использование техник позволит дисциплинировать мышление, выработать стратегию подхода к объекту анализа, увеличить скорость и глубину получаемых результатов.
Техника «Шестерка слуг». В рамках данной техники необходимо использовать шесть слов «что», «почему», «как», «где», «когда» и «кто» для формулирования вопросов относительно поставленной проблемы. Каждое слово должно послужить основанием для двух вопросов позитивного и негативного характера. Таким образом, необходимо задать 12 вопросов, отвечая на которые, проблема открывается с разных сторон.
Техника «Цветок лотоса». Для выполнения техники потребуется девять листов бумаги. В центре первого необходимо поместить главную проблему и обвести ее в круг. Затем выбрать восемь наиболее существенных причин возникновения данной проблемы и разместить их на отдельных листах. Для каждой из восьми причин необходимо найти свои восемь причин возникновения. В конечном итоге получится 64 причины главной проблемы. Техника позволяет углубить понимание проблемы, установить связи между причинами различных явлений.
Техника «Флажки». Выполняется в несколько шагов.
Техника оттачивает умение планирования и анализа препятствии и способов их преодоления.
Анализ через синтез представляет собой механизм и процесс раскрытия существенно новых свойств объекта путем включения его во взаимодействие с другими объектами.
Этот способ мышления является универсальным механизмом, подходящий для решения самого разного рода проблем, начиная от создания творческих идей и инноваций, заканчивая укреплением межличностных контактов. Попадая в новую ситуацию, человек применяет этот механизм к самому себе, проявляя новые неожиданные качества собственной личности.
Техника «Десять обличий». Необходимо взять обычный предмет и придумать для него десять новых нетрадиционных способов применения. Например, для цветочной вазы новым применением станет использование в качестве копилки, меры емкости, торшера, горшка для цветов и т.д.
Техника «Комбинации». Для упражнения необходимо взять два произвольных предмета и попытаться представить, что получится, если их совместить. Например, что будет, если совместить обонятельные способности и пылесос или чайник и колесо.
Техника «Распредмечивание». Разделяя предмет на составные части и выявляя существенные свойства этих частей необходимо найти первоначальный предметы, комбинация которых послужила основанием для создания исследуемого объекта. Например, мультиварку можно представить как совмещение кастрюли и электрической плиты, а будильник как колокол и часы.
По мере развития навыка сложность заданий должна повышаться от конкретных предметов и физических явлений к социальным институтам и общественным образованиям.